Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

АГНОСТИЦИЗМ

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. — недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признаёт и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины . Термин «АГНОСТИЦИЗМ» введён англ. естествоиспытателем Т. Гекексли в 1869, однако выражение позиции АГНОСТИЦИЗМ можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Пифагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы АГНОСТИЦИЗМ возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.

Наиболее последовательно в истории философии АГНОСТИЦИЗМ проведён в системе Юма, который полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение «вещи в себе» (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию АГНОСТИЦИЗМа, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант — и именно в силу свойственного ему АГНОСТИЦИЗМа— фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы АГНОСТИЦИЗМа оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Ещё в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике АГНОСТИЦИЗМ махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений АГНОСТИЦИЗМа является гносеологическая позиция так называемого конвенционализма, согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием — чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой АГНОСТИЦИЗМа является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию АГНОСТИЦИЗМа защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойств, человеку животной вере. Эта форма АГНОСТИЦИЗМа основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности.

Диалектический материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последовательной критике кантовский АГНОСТИЦИЗМ. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышлении нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деиствительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественные отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.

Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец клас- гич. нем. философии, там же, т. 21; Л ен и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, IICC, т. 18, гл. 2; X и л л Т. II., Совр . теории познания, пер. с англ.. М., 1965; Ойаерман Т. И., Гл. филос. направления, М., 1971; Основы марксистско-ленинской философии, М., 1980*.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы