Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Аллегория

АЛЛЕГОРИЯ (греч. — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся для него внешним, и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие АЛЛЕГОРИЯ близко к понятию символа, граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в том, что символ более многозначен и органичен, в то время как смысл АЛЛЕГОРИи существует в виде некоей рассудочной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из образа. С этим же связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и мотиву, а об АЛЛЕГОРИи — применительно к цепи образов, объединённых в сюжетом: например, если путешествие — символ духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The pilgrim's progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), который идёт через «ярмарку Суеты», «холм Затруднения» и «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная АЛЛЕГОРИЯ.

Роль АЛЛЕГОРИМ в истории философии связана с многочисленными попытками, начиная с эпохи эллинизма, истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у стоиков — Гомера, у Филона Александрийского и некоторых христианских богословов — Библию); в средние века аллегорически истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве нравоучительного наглядного пособия, материализованной басни с моралью.

Fonnen und Funktionen der Allegorle. Symposion Wolfenbiit- tel 1978, Stuttg., 1979.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы