Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Альтруизм.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruiыme, от лат. alter — другой)* нравственный принцип, согласно которому благо другого н он сам нравственно более анатомы, чем собственное «Я» и его благо. АЛЬТРУИЗМ противоположен эгоизму.

В качестве морального принципа АЛЬТРУИЗМ фактически провозглашался буддизмом и стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хапесон. Д. Юм, А. Смит), Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour aiitrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным инстинктивный АЛЬТРУИЗМ, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и АЛЬТРУИЗМ, возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал АЛЬТРУИЗМ как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм Спенсера, придаёт ему антиальтруистическую направленность, полагая, что АЛЬТРУИЗМ является способом бегства слабых от своей посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения сверхчеловеческого совершенства. В психоаналитической концепции Фрейда альтруистические побуждения рассматриваются как невротическая компенсация лежащей в их основе противоположной направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая буржуазной этикой абстрактная противоположность между всеобщим и частным интересом, между АЛЬТРУИЗМ и эгоизмом является «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое "всеобщее", постоянно порождается другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоятельная сила, имеющая самостоятельную историю.. Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).

Яроцкий А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуалистич. обоснование, Юрьев, 1914; D а г g u п L. v., Sociologi- sche Studien, Н. 1 — Egoismus und Altruismus in der National- 6konomie, Lpz.v 1885; G и s t i D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)


К началу станицы