Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Анализ

АНАЛИЗ (от греч. — разложение, расчленение), процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной АНАЛИЗу, является синтез, с которым АНАЛИЗ часто сочетается в практической или познаватательной деятельности. Процедуры АНАЛИЗа входят органичной составной частью во всякое научное исследование н обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познавательный процесс АНАЛИЗ изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки.

АНАЛИЗ присутствует уже на чувствственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятии: в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. У человека к чувственно-наглядным формам АНАЛИЗа присоединяется высшая форма АНАЛИЗа— мыслительный, или абстрактно-логический, АНАЛИЗ, который возник вместе с навыками материально-практического расчленения предметов в процессе труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практический АНАЛИЗ мыслительным.

Существует несколько видов АНАЛИЗа как приёма научного мышления. Мысленное (а часто, например в эксперименте, и реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь АНАЛИЗ служит установлению одинаковой (с т. зр. некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. Другим видом АНАЛИЗа является АНАЛИЗ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на составляющие свойства или отношения. В результате АНАЛИЗ общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Видом АНАЛИЗа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы (такого рода АНАЛИЗ называется классификацией).

Описанному смыслу понятия АНАЛИЗа родственно более специальное понятие формально-логический АНАЛИЗ— уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совреенной формальной ЛОГИКИ. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Наиболее развитой формой логического АНАЛИЗа содержательных областей знания, содержательных понятий и способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, — так называемых формализованных языков.

Мамардашвили М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, Mt2; Проблемы мышления в совр. науке, М., 1964; Горский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)


К началу станицы