Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Аналитика

АНАЛИТИКА (от греч. — аналитический, от — разложение, расчленение), исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер. В этом значении термин «АНАЛИТИКА» был введён Аристотелем как название раздела логической науки. В «Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика) выступает как учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как АНАЛИТИКА ограничивается строгими силлогистическими, т.е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина изменяется: АНАЛИТИКА есть часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом АНАЛИТИКА толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеологический анализ рассудочного познания.

Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А. С., Логич. учение Аристотеля, [М., I960), с. 82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М., 1965, с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, М., 1976*, гл. 5, § 8.

Аналитическая философия

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление буржуазной философии 20 века, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ рассматривается в АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающие философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование. Отрицая, т.о., правомерность философии как самостоятельного вида познавательной деятельности и рассматривая свою задачу как своего рода разоблачение и преодоление самостоятельности философии, АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ выражает тенденцию неопозитивизма в современной философии. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ получила распространение главным образом в США и Великобритании; отдельные представители и группы АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ имеются в скандинавских странах и Австралии.

Внутри АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ можно выделить два направления: логического анализа философию, котораярая в качестве средства анализа применяет аппарат современной математической логики, и лингвистическую философию, отвергающую логическую формализацию как основной метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления выражений в естественном обыденном языке, в том числе когда он применяется при формулировке философских понятий. Единые в своих претензиях на совершение позитивистской «революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в современной буржуазной философии, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.

Понятие анализа, принятое в АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИи появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и Мура как определенный метод разработки философской проблематики в противоположность спекулятивному системосозиданию, характерному, в частности, для абсолютного идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую роль в формировании исходных установок АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИи сыграл «Логико-философский трактат» Витгенштейна,оказавший значительное влияние на формирование логического позитивизма. Хотя последний и можно рассматривать как форму АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ сами его представители не считали анализ самоцелью, а использовали его как средство реализации программы общенаучного синтеза в т. н. унифицированной науке. Само понятие «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» получает распространение только после 2-й мировой войны, охватывая различные течения буржуазной философии, предметом анализа которых были языковые средства науки, обыденного языка и самой философии. Распространение термина «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ», вытесняющего термин «неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы неопозитивизма, с невозможностью упразднить классическую философскую проблематику, осуществить всеохватывающий анализ «языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «деидеологизировать» философию. Для АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ характерна тенденция, сохранив идею анализа как «антиметафизики», максимально освободиться от каких-либо содержательных предпосылок философии характера, в т. ч. от гносеологических постулатов раннего неопозитивизма (например, принципа верификации), рассматривать анализ как чистую технику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определенными концепциями знания. Тем самым современная АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ приходит либо к полной ликвидации себя как философии, подмене философского исследования логико-лингвистическим, логико-семантическим анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам философского характера. При этом для совр. АНАЛИТИЧЕСКОй ФИЛОСОФИИ характерно стремление сочетать анализ с идеалистическими философскими концепциями, которые традиционно считались антитезой неопозитивизма.

Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. философии, Тб., 1960; Геллнер Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М., 1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972; Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; Р а р A., Elements of analytic philosophy, N. Y.t 1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.

Аналитические и синтетические суждения

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, разделение суждений (утверждений, предложений) в зависимости от способа установления их истинности; аналитическими называют такие суждения, истинность которых устанавливается путём чисто логического анализа (терминов, элементарных высказываний), синтетическими называют такие, истинность к-рых обосновывается посредством обращения к внешней информации, к знаниям о внелогической действительности.

Разделение на АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ намечается уже у Лейбница, различавшего «истины разума» и «истины факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную формулировку этого разделения и сами термины «АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ» дал Кант по отношению к суждениям с субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80). Синтетические суждения, по Канту, могут быть как апостериорными, так и априорными . Противопоставив свою позицию Канту, логические позитивисты отождествляли класс синтетических истин с классом эмпирических «предложений: наблюдения», а аналитические истолковали на основе конвенционально устанавливаемых правил языка (не содержащих знания о мире).

В современной логике и методологии науки, использующих идеи логической семантики, аналитичность понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных семантических правил данного языка, а сиптетичность предполагает обращение к внеязыковьм факторам. При этом аналитичность связана с исходными предпосылками рассмотрения мира, постулируемого семантикой данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики данного языка нового знания, порождённого освоением внешней информации о мире. Т. о., различение аналитичности и синтетичности фиксирует реальную методологическую проблему — выделение исходных оснований построения языков науки и той эмпирической информации, которая в них используется.

Витгенштейн Л. Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; КарнапР., Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Ш в ы р о в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)


К началу станицы