Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Анархизм

АНАРХИЗМ (от греч. — безначалие, безвластие), мелкобурж. общественно-политич. течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является буржуазный индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения анархизма» (ПСС, т. 5, с. 377). Характерным для АНАРХИЗМа является: враждебное отношение ко всем разновидностям государственной власти , защита мелкой частной собственности, мелкого землепользования, непонимание роли крупного производства, отказ от всех легальных форм политической борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды фактом», требование немедленной социальной революции и установления безгосударственного коммунистического строя, отрицание всемирно-исторической роли пролетариата и его политической власти, его господства в построении социализма. Будущий строй АНАРХИЗМ представляет в виде федерации производств, ассоциаций, коммун, которая якобы только одна может гарантировать политическую и экономическую свободу личности. АНАРХИЗМ никогда не существовал как единая идеология. Идея АНАРХИЗМа высказана Платоном в «Республике». Отдельные фрагменты АНАРХИЗМа содержатся в философии Зенона и стоиков, в христианском движении 9 в. (Армения), в идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Феислона, в трудах философов-просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции. Впервые сделал попытку изложить политические и экономические формы АНАРХИЗМа в конце 18 века английский писатель У. Годвин. Как общсственно-политическое течение АНАРХИЗМ сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование АНАРХИЗМа связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина, утопические мелкобуржуазные теории которых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 19 в. АНАРХИЗМ распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в пропаганде идей АНАРХИЗМа сыграл П. А. Кропоткин, который для обоснования доктрины АНАРХИЗМа использовал позитивистскую философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872—79 АНАРХИЗМ входит в полосу кризиса, который выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора или буржуазного республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппортунистической тактикой вождей 2-го Интернационала вызвало оживление деятельности анархических групп. В годы 1-й мировой войны анархические лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистические позиции (Кропоткин, Г. Эрве, Ж. Грав и др.). В России в 19 в. АНАРХИЗМ пользовался определенным влиянием среди части народников. Однако «хождение в народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к революционным выступлениям. Ленин писал, что в 70-х гг. АНАРХИЗМ смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с. 15). Некоторое оживление АНАРХИЗМа наблюдалось в годы русской Революции 1905—07. Большое значение в идейном разгроме АНАРХИЗМа имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретических положений и практики. Октябрьская революция 1917 показала всю несостоятельность АНАРХИЗМа, который выродился в антисоциалистическое, контрреволюционное течение, нередко — в прямой бандитизм («махновщина»). Соврременных АНАРХИЗМ не прибавил ничего нового к «традиционному» АНАРХИЗМу. Он лишь ревизовал основные положения его творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив основное внимание на проблемах личной свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному, вольному) обществу. Идеологию современного АНАРХИЗМа характеризует враждебное отношение как к буржуазной, так и к социалистической формам государства, частично воспринимаемое некоторыми левоэкстремистскими группами. Но попытки преодолеть перманентное противоречие между теорией и приложением её к формам человеческого общежития, а также выработать организационные основы либертарного движения не увенчались успехом. АНАРХИЗМ сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки (федерации, группы и иные формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и нек-рых др. странах), но влияние его всё более утрачивается. Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; е г о ж е, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Ленин В. И., А. и социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о же, Гос-во я революция, там же, т. 33; Плен- нов Г. Б., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1958; его ж е, А. и социализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о м и н В. В., А. в России, Калинин. 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах А., М., 1974: Корноухов Б. М., Борьба партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о- min Colomer Е., Historia del anarquismo espafiol, v. 1—2, Barcelona, [19563; Maitron J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2, P.. 1975; The anarchist reader, ed. by G. Woodcock, N. Y.t 1977; Arvon H., L'anarchisme au XX sifecle. P., 1979; Reinventing anarchy: what are anarchists thinking these days?, L-, 1979. В. В. Старостин|


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)


К началу станицы