Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Аномия

АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, организации, от греч. а — отрицат. частица и — закон), понятие буржуазной социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют, и означает:

1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения вплоть до самоубийства;

2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопределенности, «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой;

3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практической недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «АНОМИЯ» ввёл Дюркгейм который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистического общества. Поскольку это общество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою жизнь мак неудавшуюся. Но АНОМИЯ, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Современная буржуазная социология значительно психологизировала понятие АНОМИЯ. Она, в первую очередь, рассматривается как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий. В социологии преступности, отклоинющегося поведения и массовых движений импирически изучаются такие противоречивые элементы сознания аномической личности, как чувство беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной дели, с одной стороны, а с другой — авторитаризм, этноцентризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений АНОМИИ делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ, 1912; Социология преступности» иер, с англ., М., 106В; Morton R К., Social theory and social structure, Glencoc (111.), 1957: Ano- ш!е and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Cllnard, N. Y., 1964; McClosky H.,Schaar J., Psychological dimensions of an amy, &Amer. Sociol. Rev.», 1965, v. 30, № 1; Promm E , Escape from freedom, N. Y.t 1971. АНСЁЛЬМ (Anselro) Кентерберийский (1033, А оста, Италия,— 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил т. н. онтология, доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как всесовершен- ной сущности, необходимо включающей бытийствен- ность. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции авеустинианства. В полемике об универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич. рационализм А. проявился в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически доказать необходимость воплощения бога в человеке. Opera omnia, v. 1—5, Edin.— Roma, 1946—51; Monologlon, lateinisch-deutsche Ausg. y. P. Schmitt, Stuttg.— Bad, 1964. • История философии, т. 1, M., 1940, с. 425—30; В а г t h К., rides quaerens intellectum. Anselms Beweis der Existenz Gottes..., Munch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd 1, Munch., 1957.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы