Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Антиномия.

АНТИНОМИЯ (греч. — противоречие закона самому себе, от — против и — закон),

1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование;

2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе при попытке их доказательного формулирования.

Термин «АНТИНОМИЯ» имел первоначально юридический смысл и означал противоречие между двумя законами или внутренняя самопротиворечивость какого-либо отдельного закона. В 1 в. его использовали в указанном значении Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана (534) предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и эта коллизия получила название АНТИНОМИЯ.

Термин «АНТИНОМИЯ» встречается в «Философском словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естественную теологию его ввёл Ш. Бонне (18 в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей была присуща ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномические определения пространственно-временного мира и движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая Кузанского.

Философский смысл понятие АНТИНОМИЯ приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781). Согласно Канту, АНТИНОМИЯ необходимо возникают в человеческом разуме при попытке мыслить мир как единое целое, подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту, неизбежные противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где наличествует только преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре АНТИНОМИИ

1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.

2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна вещь не состоит на простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3) Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность.— Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.

4) К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно необходимой сущности-, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

Согласно Канту, диалектические противоречия, возникающие в человеческом разуме,— естественная и неизбежная «иллюзия», проистекающая из его субъективного, сверхопытного применения.

Учение Канта об АНТИНОМИИ было всесторонне развито немецким классическим идеализмом как фундаментальная предпосылка диалектической логики. Гегель подверг критическому анализу кантовское решение вопроса об АНТИНОМИИ, показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика развивающегося духа, исторического бытия и мышления. В диалектике Гегеля понятие АНТИНОМИЯ было преобразовано в понятие синтетически разрешимого противоречия.

Проблема АНТИНОМИИ рассматривается в диалектическом материализме в рамках учения о диалектическом противоречии. В противоположность идеалистической концепциям противоречия, марксистская философия исходит из признания объективных диалектических противоречий в качестве основы АНТИНОМИЯ, выражающих процесс развития науч. знания. Исследования проблемы АНТИНОМИИ, вопроса об их соотношении с объективными противоречиями (напр., анализ парадоксов теории множеств, АНТИНОМИЯ квантовой механики) отражают процесс осознания современной наукой диалектического характера её собственных теоретических оснований. Кант И., Критика чистого разума, Соч.» т. 3, М., 1964, с. 336—500, 597—654; Гегель Г., Наука Логики, т. I, М.. 1970, с. 262—73; Флоренский П., Космолог**?. антиномии И.Канта, Сергиев Посад, 1909; Нарский И. С., Диалектич. противоречие и логика познания, М., 1969; БиблерВ. С., Мышление как творчество, М., 1975; Диалектич. противоречие, ML, 1979.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы