Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Антиутопия

АНТИУТОПИЯ, идейное течение современной общественной мысли на Западе, которое, в противоположность утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого обществ, строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый обществ, строй сопровождаются катастрофическими последствиями. В аналогичном смысле в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е. искажённая, перевёрнутая утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. — плохой, злой и голое — место). АНТИУТОПИЯ получила распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая была воспринята мн. представителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые утопич. социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был лаконично сформулирован Н. АНТИУТОПИЯ Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей АНТИУТОПИЯ, см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала лейтмотивом всей последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ, мысли 20 вм согласно к-рой утопия является насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.

Наиболее известными и типичными АНТИУТОПИЯ являются романы «Мы» Б. Замятина, «Отважный новый мир» и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла, «Механич. апельсин» и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократин» М. Яш а, «Повелитель мух» У. Голдинга и мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны нек-рые публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» АНТИУТОПИЯ Кёстлера, «Последняя ночь мира» Ч. Льюиса, «Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р. Хойлбронера и т. п. В этих антиутоггич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и смятение перед лицом грядущих социальных последствий наупно-техпич. революции, стремление защитить традиц. бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде утопий эта тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в имассо- вом обществе», с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей в условиях гос.-монополистич. капитализмАНТИУТОПИЯ

Формально АНТИУТОПИЯ ведёт своё происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера, У. Ирвинга, С. Батле- ра, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от острой критики социальной действительности антагонистич. общества АНТИУТОПИЯ, напротив, является сатирой на демократич. и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социальный строй и выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. обществАНТИУТОПИЯ В этом же состоит и принципиальное различие между АНТИУТОПИЯ и т. н. романом-предостережением, к к-рому обращались в своём творчестве АНТИУТОПИЯ Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р. Мерль, П. Буль и многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не мнимых опасностей. АНТИУТОПИЯ представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж. обществАНТИУТОПИЯ Антиутопич. тенденция в обществ, мысли выливается в отречение от прогрессивных социальных идеалов, от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч. пессимизм. В совр. условиях АНТИУТОПИЯ на Западе несколько утрачивает своё значение, ибо её негативное отношение к социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках привлекательных для масс позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения различных либерально-реформистских и радикальных утопий.

Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923; Араб-Оглы Э. АНТИУТОПИЯ, В утопич. антимире, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 4, М., 1976; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г., «Иностр. лит-ра», 1979, N1 7; Н и х 1 е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958; Amis K., New maps of hell, N. Y., 1960; С ioran Б. M., Histoire et utopie, P., 1960; WalshCh., From Utopia to nightmare, N. Y., 1962; H i 1 1 e g a s M. R., The future as nightmare, N. Y.f 1967; Кое- s t 1 e r A., The ghost in the machine, L., 1975; см. также лит. к ст. Утопия. 9. АНТИУТОПИЯ Араб-Оглы.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы