Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. человек и слово, понятие, учение), филос. концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн. мнровоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники АНТРОПОЛОГИЗМа отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значит, представителями материалестического АНТРОПОЛОГИЗМа были Гельвеций, Фейербах и Чернышевский. Ввёл и обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются идеалистические варианты АНТРОПОЛОГИЗМа (Ф. Ницше,B. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование современной идеалистической философской антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А.Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа».

Несостоятельность АНТРОПОЛОГИЗМа проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как общественного существа. АНТРОПОЛОГИЗМ означает идеализм в понимании общества, сведёние объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологический принцип АНТРОПОЛОГИЗМ получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике.

Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., т. 21; Корнеев П. В., Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. философия 20 в., М., 1974, с. 162—81.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. — человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. АНТРОПОМОРФИЗМ возникает как первоначльная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля спит, небо хмурится и т. п.). Эта форма АНТРОПОМОРФИЗМа господствовала на ранних ступенях развития общества. Отголоски такого понимания мира представлены в языке современных культурных народов (напр., безличные глаголы типа «моросит», «светает» и др.), в искусстве, особенно в поэзии, где известная антропоморфность ряда образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. АНТРОПОМОРФИЗМ характерен для религиозного мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущем большинству религиозных представлений о богах и других сверхъестественных существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается. АНТРОПОМОРФИЗМ несовместим с научным мировоззрением. В современном научно-техническом, в частности кибернетической, литературере употребляются антропоморфные понятия (машина «запоминает», «решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существенное различие деятельности человека и действий машины.

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. — человек и — мудрость), оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером. Выделилось из теософии, которую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку, ставящую целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). Этой цели должна была служить предложенная Штейнером система воспитания, получившая известное распространение в странах Западной Европы и США. Традиционные учения оккультизма и религий древности и средневековья (антич. мистерии, христианство) эклектически объединялись в АНТРОПОСОФИЯ с элементами естествознания и идеалистической философии нового времени. Влияние Платона сказалось на социально-политической утопии АНТРОПОСОФИИ, в основе которой лежит расчленение социального организма на три независимые сферы — государство, правосудие и экономику. Для АНТРОПОСОФИЯ характерны также утопические идеи о преодолении бездушно-механического хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений и т. п. Антропософское общество было основано Штейнером в 1913 с центром в г. Дорнах (Швейцария). В 1-й трети 20 в. учение АНТРОПОСОФИИ получило распространение в ряде стран Европы, имело определенное воздействие на круги художеств, интеллигенции (А. Белый, В. В. Кандинский, X. Моргенштерн, Бруно Вальтер и др.). С 1960-х гг. происходит некоторое оживление АНТРОПОСОФИИ в Западной Европе и США (в частности, в педагогике и медицине).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. — человек и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии. В античной философии АНТРОПОЦЕНТРИЗМ формулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Некоторые элементы АНТРОПОЦЕНТРИЗМа как исходной теоретической установки присущи экзистенциализму и католической философии Тейяра де Шардена.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы