Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из предшествующего), философские понятия; апостериори — знание, получаемое из опыта, априори — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ получило развёрнутое выражение в классическом рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц), который исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин (т. е. положений математики и математич. естествознания) рационалистский априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности (аподиктичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то, согласно Канту, априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма наполняется, по Канту, апостериорным содержанием, придавая науч. знанию характер всеобщности и необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетич. априори) указало на роль исходных содержат, предпосылок как необходимых элементов познания.

В зап. философии и методологии науки 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная (или прагматич.) концепция априорности, согласно которой априорные положения — это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. При этом априорность утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания.

Отвергая априоризм как принцип объяснения природы знания, диалектико-материалистическая методология признаёт существование некоторых исходных содержательных принципов, лежащих в основе науч. знания и обладающих особыми методологическими функциями в процессе науч. познания (например, постулат функционального подхода в биологии и отчасти в социологии, общие принципы системного подхода и др.).

Введенский А. И., Логика как часть теории познания, П., 1917s; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1965s; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964; Кар- нап Р.. Филос. основания физики, пер. с англ., [М., 1971]; Швырёв В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978, гл. 1—2.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы