Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к, на и perceptio — восприятие), понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлении. Термин «АППЕРЦЕПЦИЯ» введён Лейбницем, который обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие АППЕРЦЕПЦИЯ характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических функций, определяющих единство чувств, опыта. Кант различал трансцендентальную АППЕРЦЕПЦИЮ— единство самого познающего субъекта, который с помощью рассудка конструирует (мыслит) свои объекты, и эмпирическую АППЕРЦЕПЦИЮ— единство, проявляющееся в продуктах познавательной деятельности и осознаваемое как нечто производное от первого единства.

Дальнейшая эволюция понятия АППЕРЦЕПЦИЯ связана с развитием психологии. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое восприятие осознаётся и истолковывается на основе прежнего опыта, в зависимости от сложившихся интересов и направленности внимания. Новое знание, согласно ему, объединяется со старым под влиянием уже накопленного запаса представлений («апперципирующей массы»), на основе чего происходит упорядочивание и понимание новой («апперципируемой») массы представлений. Развитое Гербартом понимание АППЕРЦЕПЦИИ явилось предпосылкой педагогического учения о способах и приёмах усвоения знаний. Понятие АППЕРЦЕПЦИЯ получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, который придал ему основополагающее значение и поставил в зависимость от АППЕРЦЕПЦИИ все сферы психической деятельности. В его трактовке АППЕРЦЕПЦИЯ объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избирательный характер и регуляцию поведения. В последующем развитии психологии понятие АППЕРЦЕПЦИЯ модифицировалось в ряд новых понятий — напр. гештальта (см. Гештальтпсихология), установки и др., выражающих различные аспекты активности личности.

Современная психология исходит из того, что прежний опыт отражается на каждом психическом процессе (от простого восприятия до сложнейших видов деятельности). Благодаря конкретному опыту личности (знаниям, умениям, традициям или привычкам) каждое новое воздействие мира приобретает особый смысл. Поэтому один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, профессиональной принадлежности, социального опыта в целом. Вместе с тем именно социальная природа человеч. психики и сознания обусловливает ошцность и общезначимость восприятия и понимания действительности различными людьми.

Лейбниц Г. В., Монадология, в кн.: Избр. филос. соч., М., 1908; его же, Новые опыты о человеч. разуме, М.—Л., 1936; Ивановский В., К вопросу об А., «Вопросы философии и психологин», 1897, М» 1 (36); В у н д т В., Очерки психологии, М., 1912; Рубинштейне. Л., Основы обшей психологии, М.» 1946я; Теплов Б. М., Психология, M.t 1951*.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы