Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Ассоцианизм

АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психичической жизни; АССОЦИАНИЗМ стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу АССОЦИАНИЗМа легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Иабр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423).

В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая раэум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и на этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистический ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный АССОЦИАНИЗМ взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистической концепции Джеймса Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.

Принципы АССОЦИАНИЗМа оплодотворили психологические исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепции АССОЦИАНИЗМа преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Некоторые психологические школы (вюрцбургская школа и гештальтпеихология) подвергли АССОЦИАНИЗМа критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад АССОЦИАНИЗМа в причинное объяснение психич. деятельности.

Ассоциация

АССОЦИАЦИЯ (ОТ позднелат. associatio — соединение) в психологии, связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи — актуализация АССОЦИАЦИИ— состоит в том, что появление одного члена АССОЦИАЦИИ регулярно приводит к появлению другого (других). Психофизиология, основой АССОЦИАЦИИ считается условный рефлекс.

Идея связи представлений развивалась уже в антнчной философии (Платон, Аристотель).Термин «АССОЦИАЦИЯ» был впервые введён Локком (1698), который, однако, обозначил им «...неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеч. разуме», в кн.: Нзбр. филос. произв., т. 1, М.» 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. АССОЦИАЦИЯ стала основным понятием ассоцианизма. Одна из распространённых классификаций АССОЦИАЦИИ основана на временных условиях их возникновения: если связь между психическими образованиями возникает благодаря их одновременному появлению в сознании, говорят об АССОЦИАЦИИ по смежности в пространстве; если же связь образуется в результате их появления друг за другом, то говорят об АССОЦИАЦИИ по смежности во времени. Другая классификация основана на различии содержания психических образований, между которыми устанавливается связь, и содержания членов той АССОЦИАЦИИ, которая при этом актуализируется; по этому основанию различают АССОЦИАЦИИ по смежности, АССОЦИАЦИИ по сходству и АССОЦИАЦИИ по контрасту.

Шеварев П. А.» Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников, М., 1959.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы