Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Атеизм

АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. а — отрицат. частица и deog — бог; букв.— безбожие), система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще. Содержание понятия «АТЕИЗМ» изменялось в ходе истории и было тесно связано как с характером религиозных учений, так и с развитием самого АТЕИЗМа. Научный АТЕИЗМ не следует отождествлять с пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием. Его составными частями являются философская, историческая, естественнонаучная критика религии, атеистическое воспитание и пропаганда.

АТЕИЗМ в древности встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религиозного вольнодумства. В Древней Греции атеистами называли людей, отрицавших богов нар. верований. Ксенофан, критикуя антроморфизм богов греч. нар. религии, которым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов но своему образу и подобию. В античное время рождаются различные концепции происхождения религии: Демокрит выдвигает идею о возникновении веры в богов из страха перед грозными силами природы; афинскому тирану Критшо приписывается взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др.

В эпоху средневековья открытый АТЕИЗМ очень редок (легенда о «трёх обманщиках»), но зато можно проследить тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде средне-вековых ересей, в учении о двойственной истине у Ион Рушда, Оккама и др.

Становление капиталистического способа производства требовало развития науки, что привело к столкновению с церковью и религиозной догматикой. «...Наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения, выдающихся учёных, обосновывавших гелиоцентрическую картину мира, сыграли огромную роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христианских идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т. п. приводила многих мыслителей к пантеизму (Бруно, JI. Ванини, Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Гоббс, Ньютон), скептическому рационализму в вопросах религии (Мон- тепь, П. Бейль, Вольтер).

Представителями последовательного АТЕИЗМа, «бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики...» (Ленин В. И., ПСС, т. 45, с. 26), выступили французские материалисты 18 в. Видя в религии преимущественно продукт обмана и невежества, французские материалисты боролись за освобождение от религиозных предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Недостаточность их АТЕИЗМа связана с неисторическим подходом к религии и общественному развитию. Выдающимся представителем АТЕИЗМа в 19 в. был Фейербах, к-рый с позиций антропологич. материализма подверг критике религию и идеализм. Ключ к объяснению религии Фейербах видел в «самоотчуждении» человека, проекции человеческих чувств и желаний в образах фантастических существ — богов. Ограниченность антропологического понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиционную религию новой «религией человеколюбия».

АТЕИЗМ в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонаучного «монизма» и организовал «Союз монистов» для борьбы с религиозным мировоззрением. Атеистическая направленность имела вульгарный материализм Бюхнера, Фохта, Молешотта.

С позиций иррационалистической философии жизни подверг критике христианство и религию Ницше. В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (Хайдеггер, Сартр, Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил Фрейд.

В России развитие свободомыслия и АТЕИЗМа связано с передовой русской мыслью 18—19 вв. У истоков его стояли Ломоносов и Радищев, мировоззрение которых складывалось в русле деизма. Русские революционные демократы Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Писарев непосредственно связывали АТЕИЗМ с задачами антикрепостнической борьбы. Естественнонаучная традиция критики религиозного миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева, Д. И. Менделеева .

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории привело к выработке научных взглядов на религию как социальное явление, возникновению научного АТЕИЗМа Маркс и Энгельс показали недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривали религию как фантастическое отражение действительности и иллюзорное избавление от гнёта этой действительности. По словам Маркса, «религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 1, с. 415). Упразднение религии связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда «...отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Таким образм, центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-исторических условий, которые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.

Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономим., историч. и гносеологич. корнях религии, требуя «...материалистически объяснить источник веры и религии у масс» (ПСС, т. 17, с. 418). Определяя отношение коммунистов к религии, Ленин писал: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы» (там же, т. 12, с. 143). Большую роль в распространении и развитии научного АТЕИЗМа сыграли Г. В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Дицген и другие марксисты.

После победы Октябрьской революции 1917 и декрета от 5 февр. 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви Сов. Союз стал первой в мире страной массового АТЕИЗМа, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции СССР (см. ст. 52). Освобождение от религиозных предрассудков является одним из проявлений историч. миссии социализма, составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистическог строительства. Если в сер. 30-х гг. в городах V3 взрослого населении, а в деревне — 2/3 были верующими, то в кон. 70-х гг., по данным социологических исследований, активные верующие составляют 8—10% взрослого населения. В современных условиях усложняется и дифференцируется научно-атеистическая работа, охватывающая теперь все слои, группы населения. В полной мере раскрывается позитивная роль АТЕИЗМа в построении в СССР общества, где господствует научно- материалистическое мировоззрение.

Маркс К. и Энгельс Ф., Об АТЕИЗМ религии п церкви, Сб., М., 1971; Ленин В. И., Об АТЕИЗМ, религии и церкви, Сб., М., 1969; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О религии, Сб., М., 1975; О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов ЦК КПСС и Сов. гос-ва, М., 1981е; Материалы XXVI сьезда КПСС, М., 1981; Маутнер Ф., АТЕИЗМ в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.—М., 1924; Ворониции И. ГГ., История А., Рязань, 1930s; Истории свободомыслия и АТЕИЗМ в Европе, М., 1966; Францев Г. П., Научный АТЕИЗМ, Избр. тр., М., 1972; Истории и теория А., М., 1974; Научный АТЕИЗМ, М., 1978; Der Atheism us und seine Geschichte im Abenrtlande, Rd 1—4, Stuttg. — В., 1920—23; Borne E., Atheism. N. Y., 1961; Ley H., Geschichte der Aufklarung und des Atheism us, lid 1—2, В., 1966—67; Thrower J.,A short history of Western atheism, L., 1971. 10. В. Пищик.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы