Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

Aтман

ATMAH (санскр.— дыхание, душа, я сам), в древне-индийском религиозном умозрении и исходящих из него философских учениях — всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахман;/ как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится ATMAH. Отсюда идея тождества ATMAHа и брахмана в у пани их ад ах. Учение об ATMAHе восходит к «Ригведе», где ATMAH обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизическая сущность дыхания; в этом отношении ATMAH может отождествляться и с пурушей. В ранних упанишадах ATMAH понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность ATMAHа и брахмана на разных уровнях: когда ATMAH отождествляется с телом человека, брахман воплощается как космос; когда ATMAH отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, или космической душой; когда ATMAH отождествляется с носителем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара; наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, ATMAH становится высшим брахманом, или блаженством (ананда). Учение об ATMAHе получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его принципы: от устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.; реальное «Я» — это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чистого бытия), не ограниченное конкретными объектами; ATMAH скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в боге, брахмане; открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания — самопознание, к-рое одновременно есть и познание бога и связано с достижением высшего блаженства. Помимо веданты теория ATMAHа активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отождествлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих модификаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконечной субстанции, обладающей сознанием). Индуистской трактовке ATMAHа («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании ATMAHа как целостной субстанции: есть лишь поток последовательных состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллюзии постоянной души. В махая не была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отдельного «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ. Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Walleser ML, Das Problem des Ich, Hdlb.. 1903; Stcherbatsky Th., The soul theory of the Buddhists, «Изв. Росс. Alb, 1919, т. 13, с. 823—54, 937—58; N а г a h а г i И.О., Atman in pre-Upani- sadie Vedic literature, Madras, 1944; G (Inther H., Das Seelen- problem im altereu Huddhisrnus, Konstaru, 1949; Troy Wilson Organ, The self in Indian philosophy, The Hague, 1964; Damodaran Edavana, Critique of Self, (Bombay], 1966. Dasgupta S. N.. A history of Indian philosophy, v. 1—5, Delhi, 1975.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы