Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

АФФИЦИРОВАНИЕ

АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficlo — причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействие внеш. объекта («вещи себе») на душу, обладающую способностью чувств, восприятия. Термин «АФФИЦИРОВАНИЕ» берёт начало в поздней схоластике. В «Философском словаре» (1613) Гоклениус различал внешнее АФФИЦИРОВАНИЕ (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутреннее АФФИЦИРОВАНИЕ (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответствующие движения («Страсти души», 1649, §§ 23—25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображённые в душе; власть над ними достигается путём их адекватного познания. У Канта АФФИЦИРОВАНИЕ выступает связующим моментом между человеческими представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами АФФИЦИРОВАНИЕ даёт, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом.

Фихте переосмыслил кантовское понятие АФФИЦИРОВАНИЕ, рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-Я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстаёт у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл АФФИЦИРОВАНИЕ приобретает у Шеллинга, который толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицательный момент его собствственной активности.

Отказавшись от кантовского учения об АФФИЦИРОВАНИЕ чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент, «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонаучного смысла.

Рациональные моменты кантовского учения об АФФИЦИРОВАНИЕ получили развитие в диалектико-материалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека оо окружающем мире, как исходную основу процесса познания.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы