Самиздат Текст
RSS Авторы Обсуждения Альбомы Помощь Кабинет

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

Абсолютное — безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) — условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно, преходящее, временное. Понятия А. и о. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в др.-греч. философии определялось как сторона совершенства, завершённости, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе». У Аристотеля относительное выступает как нечто, ачвисящее от другого или относящееся к другому. В средне-вековой философии господствовало религ. толкование абсолютного как «божественного», противостоящего относительному — наемному», «мирскому». В философии новою времени (в особенности в нем. классич. идеализме) выделяются различные аспекты Абсолютного и относительного которые раскрываются в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т. и. В целом для метафизики характерен отрыв абсолютного от относительного. Релятивизм исходит из понимания относительного только как релятивного, исключающего момент абсолютности. Различном формам абсолютного идеализма присуща трактовка абсолютного в отрыве от его противоположного момента — релятивности; абсолютное донимается в качестве самодовлеющей сущности — абсолюта.

С точки зрени материалистической диалектики противоположность абсолютного и относительного не исключает, а предполагает их единство. С одной стороны, абсолютное включает в себя момент относительности, реализуется в относительном и через относительное. Формой этой реализации выступает бесконечное как выражение неисчерпаемости абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного вскрывает относит, моменты в его структуре, обнаруживает абсолютное как полноту и завершённость суммы относит. моментов и тем самым характеризует данное абсолютное как относительно абсолютное. Так, абсолютность материи реально раскрывается посредством бесконечности её преходящих, относит, форм существования. С другой стороны, в относительном (релятивном) есть абсолютное как момент самостоятельности и как сторона перехода, движения к безусловному, непреложному. Об абсолютной и относительной истине см. в ст. Истина.

Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 20; Л е н и н 6. И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и «о.» в историко- филос. освещении, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии. 8», 1065, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и «о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1080, № 5; Авалиани С. Ш., А. и о., Тб., 1080.


Источник: Философский энциклопедический словать (гл. редакция Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев ... М.: Сов.Энциклопедия, г.)

К началу станицы