Виртуально Я. Литература для всех Стихи, проза, воспоминания, философские работы, исторические труды на "Виртуально Я"
RSS for English-speaking visitors Мобильная версия

Главная     Карта сайта     Конкурсы    Поиск     Кабинет    Выйти

Ваше имя :

Пароль :

Зарегистрироваться
Забыли данные?



(Написать письмо )

В огороде - бузина, а в Киеве?

  «НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО»! Как красиво и заманчиво звучит этот

 стих, трижды повторяемый в Библии!

  Сотни, а, может быть, и добрую тысячу лет мудрецы различных школ толковали его

 значение, спорили, обижались и снова возвращались, общались и, наконец, всем,

 всем, всем - в Талмуде однозначно объявлено: мясо и молоко – несовместимы как

 пища, и, съев одно, дождись его полного переваривания, а затем употребляй

 другое.

  В духовном плане молоко символизирует жизнь, мясо – смерть.

  Уважая и преклоняясь пред мудростью наших предков, проанализируем их выводы.

  1.Библия глаголет об Аврааме: «И взял масла и молока, и телёнка приготовленного,

 и поставил перед ними. И они ели» [1]. Итак, наш праотец, принимая трёх мужей,

 кормил их запрещёнными для совместного пользования продуктами питания! Что-то

 здесь не так.

  Аргумент Свидетелей Иеговы – книги Исход и Второзаконие были написаны после

 книги Бытие, поэтому Авраам ещё не мог знать сего запрета.

  Да, но и 10 заповедей тоже даны во 2 книге Моисеевой, а Авраам, как утверждали

 мудрецы, «чувствовал» всю Святую Тору и исполнял все её заповеди [2]. Ведь

 праведникам это дано. Недаром уже Ной, живший задолго до Авраама, знал, что

 такое чистые и нечистые животные [3].

  Но очень интересно – три путника, как утверждают мудрецы, были Ангелы Божьи в

 обличье человеческом. Они то знали, что ни в коем случае не может быть на столе

 одновременно масла (молочный продукт), молока и мяса! (См. статью "Раши о мясе с

 молоком").

  А если взять утверждение христиан: протестантов [4] или православных [5], что

 вышеуказанная троица – это Сам Иегова и с Ним – два Ангела, то получается, что

 Всесильный Сам нарушил Свой запрет. Но «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын

 человеческий, чтоб Ему изменяться» [6]...

  2.Творец вселенной чётко разделил зверей. Например, на кошерных и некошерных.

 Особенно ярко показано, что хищные птицы неприемлемы в пищу, ибо, наверное, их

 агрессивность передаётся человеку. Но и кошерные животные отличаются друг от

 друга по своим качествам. Разве можно сравнивать по усваиваемости мясо курицы и

 барана? Однако наши мудрецы, которым впоследствии подражал сам Шерлок Холмс,

 использовали метод математической индукции – от частного к общему.

  И получилось – всё кошерное одинаково – что тупой медлительный баран, что

 шустрый сообразительный козёл.

  Мне кажется, что если Тора трижды акцентирует внимание на козлёнке, и только на

 нём, то этот факт и касается только козлёнка, а отнюдь не телёнка или другого

 крупного или мелкого рогатого или лобатого скота!

  3. Не вари козлёнка В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Итак, нельзя смешивать в желудке мясо

 козлёнка с молоком своей, и только своей, матери.

  3.1.А, ежели, коза не самая близкая родственница козлёнку, а чужая? Судя по

 прямому тексту Торы, - пригодно к употреблению.

  3.2.А, ежели, молоко было не козлиным, а коровьим? Тоже можно. Но нельзя, ежели

 чтишь мудрецов больше Торы…

  4.На иврите молоко – халяв, жир - хелев. Так как в текстах обычно стоят только

 согласные буквы, без огласовок, характеризующих гласные, эти два слова пишутся

 одинаково.

 Мясо козлёнка намного вкуснее мяса взрослого животного, но жирным не бывает. А

 использование внутреннего жира (тука) вообще запрещено Торой [7].

 Таким образом, анализируемую фразу Торы можно понять, как запрет использовать

 жир матери при приготовлении блюд из козы и козлёнка (желательно с интервалом в

 один день с учётом указания [8]), когда в многодневном празднике в трапезе

 участвует много людей и забивают несколько животных. Относительно интервала –

 отдельная тема для разговора.

  5.У Д.Д.Фрэзера [9] просматриваются две мысли.

  5.1.Между матерью и её производными – молоком и козлёнком, по мнению язычников,

 существует так называемая «симпатическая» связь. Ежели молоко кипятить, то это

 духовно передаётся козе и она может заболеть или у неё пропадёт молоко. Дабы

 этого не произошло, молоко вообще не рекомендуется кипятить.

 Т.е. получается парадоксальный результат запрета, ибо в нём забота не о здоровье

 человека, а о здоровье козы!

  5.2.У многих языческих народов изготовленное в молоке матери мясо козлёнка

 считалась вкуснятиной.

  И в этом, очевидно, главная идея исследуемого запрета Торы - ИУДЕЯМ НЕЛЬЗЯ

 ПЕРЕНИМАТЬ ВРЕДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ПРИВЫЧЕК ЯЗЫЧНИКОВ. А сие в Святой Книге указано

 буквально через несколько стихов после первого упоминания о мясе и молоке!

  Также нельзя не учитывать и существенного фактора - Господь заботится о здоровье

 человека, ведь при одновременном употреблении мясного и молочного может быть не

 только примитивное расстройство желудка...

  6.И ещё один, на первый взгляд совершенно непонятный, фактор. Основные законы кашрута определены в третьей книге Моисеевой, Левит.

  В Бейт-Мидраш центра "Маген" где я изучаю Тору, руководитель Рав Эли Бар-Яалом [10] акцентировал наше внимание на то, что анализируемая фраза упоминается:

 - в гордом одиночестве и без всяких объяснений!

 - между совершенно не связанными и между собой, и между нею, темами!

 Посмотрим детальней.

 -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего.

 -Не вари козлёнка в молоке матери его [11, 12].

 -Не ешьте никакой мертвечины.

 -Не вари козлёнка в молоке матери его [13].

  Т.е. создаётся такое впечатление, что анализируемая фраза обозначает что-либо другое, общеизвестное для евреев тех времён, совершенно не относящееся ни к молоку, ни к мясу.

 Ну, типа сегодня:

 -Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день;

 -Хотели - как лучше, а получилось - как всегда;

  А если это выражение вещает о том, что как мясо и молоко - просто разные понятия, так и в предыдущих параграфах, и даже главах, заложен различный смысл?

  Ну, например, типа "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька".

  Тогда на неё можно не обращать пристального внимания.

  Но в Торе ничего нет лишнего!

  Согласен. Но в ней, для усиления, могут быть повторения, например, о

 вышеуказанных первинках урожая, или неоднократный запрет чего-то прибавлять в

 Тору или убавлять [14].

  Чрезвычайно интересно, на мой взгляд, толкование анализируемого вопроса Феликсом

 Фильцером [15], использующего мысль Ибн Эзры (XII в.) - «НЕ ОПАЗДЫВАЙ»: фраза

 «…в иврите имеет два значения: не только «не вари козленка», но также «не делай зрелым козленка». Это прочтение означает: «не позволь козленку стать зрелым в молоке его матери», или «не жди слишком долго, а то молоденький молочный козленок, сосущий свою мать, станет («в молоке своей матери») перезрелым невкусным козлом». Т.е. «если ты намерен или должен что-то сделать, например, принести в Храм первые плоды, или избавиться от мертвого животного, то не тяни и делай вовремя, не то будет поздно»...

  Обаятельна мысль [16]: «Считаю, что козел/козленок - это символ, применяемый для

 обозначения тех, кто уже имеет свое мнение, кто хоть минимально, но индивидуализировался уже. Поэтому и не надо варить козленка в молоке его матери - не надо воспитывать его, навязывая стереотипы поведения, чтобы он тупо принимал их. Он уже способен анализировать и делать выбор сам»…

  7. В процессе существования человечества Господь подсказывает нам, как решать новые проблемы и непонятные старые.

  Всему - своё время. В том числе и для раскрытия этого неординарного вопроса.

  Хотя пока он "раскручивается" в другую сторону:

  Наши мудрецы рассуждали примерно так: "А что, ежели еврей сварит курочку в молоке, это нормально?"

  - Естественно. Ведь и курица, и птица не попадают в анализируемую мясную градацию.

  -А ежели человек ошибётся, и возьмёт мясо барана, думая, что это мясо курицы (ну, до такого могут "додуматься" только наши соплеменники, и именно те, которые считают, что мы, евреи, самые умные! - или - и сколько ж это надо выпить, чтобы такое сотворить?), и сварит в молоке, и съест?!

  -Естественно, нарушит соответствующие инструкции предыдущих мудрецов.

  Думали, думали, и решили перестраховаться, т.е. в категорию "козлёнок" добавили и курятину, и другую крылатую вкуснятину.

  Браво!..

 

 Литература.

 [1] Бытие 18:8

 [2] Талмуд, Кидушин, 4:14

 [3] Бытие 7:2,8

 [4] Толкование ветхозаветных книг. Бытие. Библейская кафедра. Ред. П.Харчлаа,

 стр. 57.

 [5] Лопухин А.П. «Толковая Библия», том 1 стр. 114.

 [6] Числа 23:19

 [7] Левит 7:23

 [8] Левит 22:28

 [9] Фрэзер Д.Д. «Фольклор в Ветхом Завете», стр.424-441.

 [10] Эли Бар-Яалом "Недельная глава мишпатим"

 http://magen.khatul.ru/midrash.html

 [11] Исход 23:19-20

 [12] Исход 34:26-27

 [13] Второзаконие 14:21-22

 [14] Второзаконие 4:2; 12:32; 13:1; 13:11

 [15] Феликс Фильцер «О происхождении еврейского обычая разделения мясной и

 молочной пищи», http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer9/Filcer1.php

 [16] Форум «Не вари козлёнка» сайта http://avigdor-eskin.com/, Дана

 

 Владимир Леви, Хайфа

 (статья откорректирована в декабре 2008)

 

 lvs@bezeqint.net

 levi-vs.narod.ru




Религиозно-философская публицистика

      Версия для печати
      Читать/написать комментарий                    Кол-во показов страницы 66 раз(а)





Рекомендовать для прочтения


Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
^ Наверх




Авторы Обсуждения Альбомы Ссылки О проекте
Программирование
Hosted by Хостинг-Центр