Виртуально Я. Литература для всех Стихи, проза, воспоминания, философские работы, исторические труды на "Виртуально Я"
RSS for English-speaking visitors Мобильная версия

Главная     Карта сайта     Конкурсы     Поиск     Кабинет    Выйти

Ваше имя :

Пароль :

Зарегистрироваться
Забыли данные?




Что есть Истина?

 

  Акулов Владимир Владимирович

 

  Мышление, Истина и язык.

 

 В предлагаемой работе делается попытка взглянуть на речь не с точки зрения фонетики, морфологии, синтаксиса, стилевых или художественных особенностей, а с точки зрения "истинности" различных высказываний и текстов. Автор пытается найти ответ на труднейший вопрос гносеологии "Что есть Истина?"

 В статье дается краткая характеристика метафизических, схоластических, политологических, научных высказываний и делается вывод, что Истину можно познать лишь тогда, когда есть точные определения значений слов, есть критерии "истинности", а логика высказываний адекватна логике объективной реальности. Этим важным условиям соответствует только язык современной экспериментальной науки.

 

 

 Миллионы лет человечество развивалось, училось, познавало мир.

 Когда люди пробовали на вкус разные плоды и овощи - это было Познание. Когда определили, что мухомор ядовит, человечество овладело важной и полезной информацией. Это было Познание.

 Когда сознание человека смогло отвлечься от трудных повседневных проблем простого выживания, и человек задумался о форме Земли, о таинственных звездах, - это тоже было Познание. Хотя информация о том, что "Земля плоская" -ложная информация. Однако предположение о "плоскости" Земли не противоречило видимой реальности, не мешало выживанию. Таким образом, даже самые простые наши ощущения, представления, эмоции - это Познание окружающего мира и себя.

 Интересно предположить, способны ли к Познанию, к созданию информации ,например, два трухлявых еловых пенька и какой-нибудь округлый валун, замшелый и сырой? Конечно, пеньки и камень содержат в себе огромное количество информации : их химическое строение, физические свойства, вес... Но придумать язык для передачи сообщений, обменяться информацией неживые объекты не могут. Хотя эти объекты могут взаимодействовать физически и химически. Камень, например, может упасть на пенек и разрушить его. Но физическое взаимодействие между лишёнными сознания объектами не создает информацию. Для сотворения информации, для Познания нужны знак, носитель знака и понимающая эти знаки сторона-Субъект Мыслящий! Нужен язык!

 Без языка невозможно Познание. Представим, что было бы, если бы мы вдруг забыли все языки, которыми владеем! Не знали бы своего родного языка, забыли бы язык жестов, мимики, не понимали бы цифр, дорожных знаков, огней светофора ...Ничего нельзя было бы понять, познать. Невозможно было бы создать информацию, передать ее, некому было бы ее

 воспринять.

 С появлением человеческой речи, мышления, письменности, сознания /совместного, разделённого с другими "знания" возникла возможность понять окружающий мир. Хотя, что значит само слова «понимать»?, однажды

 спрашивал Нильс Бор.

 

  ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-ТВОРЕЦ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ.

 

 Постоянство физических законов, устойчивые связи объектов и явлений не только сделали возможным приспособление живых организмов к условиям жизни, но породили языки -инструменты общения и познания. Упорядоченность свойств объективной реальности отражается в строгой гармоничности структуры, грамматики любого языка. Переводы с языка на язык потому и возможны ,что "ключом" к пониманию является сама наша реальность.

 Представим на мгновение такую забавную сказочную реальность: нет в нашем мире устойчивых физических законов, нет привычных взаимодействий, нет постоянных объектов. Тогда бы вместо алого солнца на востоке каждое утро поднималось бы что-то новое -кочан капусты , бескозырка моряка или бабушкины очки. Но и самого утра, и востока тоже бы не было! Вместо них были бы по средам сонливость с кустарником, а по вторникам клубника в сметане! А если в нашем сказочном мире -совсем не существовало бы "прошедшего времени"? А вместо него были бы только пронзительные ледяные ветры, сгустившиеся в студёные гранитные скалы! Возможны были бы в такой хаотичной энтропийной реальности переводы с языка на язык? Каково было бы работать переводчиком? Были бы там эволюция и упорядоченные языки? Нет, конечно. В хаосе не было бы ничего . Ни самого хаоса, ни образа хаоса, ни слова « хаос» образ понятия предшествует появлению слова в языке . Если Вселенная -сложная высокоструктурированная расширяющаяся система, значит , до её появления был план, проект ,Логос), значит, был Создатель.

 "Солнце -раскаленный шар, в котором происходит термоядерная реакция синтеза," "Вода состоит из кислорода и водорода". «Вселенная расширяется»,-информация о мире. Таким образом, Вселенная -это частично известный человеку Сверхтекст, непознанная бесконечная космическая Книга, написанная До появления человека и самой Вселенной. Великий Источник этого космического грандиозного Сверхтекста, бесспорно, материален. Но это не грубая материя нашего "видимого" мира, а иная, просветленная(может быть, Это свет). Материальный носитель информации /Логоса, на основе которой создавался каждый атом вещества и сама космическая пустота – это,видимо, какое-то всепроникающее Излучение…

 Но любая сложная система создана для какой-то определённой цели.

 Утюг, чтобы гладить. Лампа -светить. Труба- дымить. Кран -поднимать тяжести.

 Даже простейший состоящий из одного элемента лом именно поэтому лом

 никогда не ломается: нет лишних деталей, способных ломаться)-создан

 для важной цели-повышать силу ручного труда. Тем более вся таинствен-

 ная Bсeленная создана для Важной Цели -для Эволюции Совершенствования

 материи, для Kpaсоты и Добра...

 

 

 

 

 Язык-инструмент мысли, средство создания информационных моделей объектов, систем ,функций.

 « В начале было слово»-Евангелие от Иоанна Гл1,ст1). Глубину этой великой истины легче постигнуть, вспомнив, что в древнегреческих рукописях Библии "логос" означало и "слово" ,и "мысль". Значит, в начало всего была "мысль". Но мысль не существует без слова, без языка. "Мысль не выражается в слове, но совершается в слове"(Выготский Л.С.). Таким образом, древние пророки за тысячи лет до появления современного научного языкознания, теории информации, теории систем, теории организации интуитивно открыли, что мысль предшествует рождению любых упорядоченных объектов, систем, функций (крылья-объекты, полёт-функция. Мышление и душа человека -функции, но не объекты). Строительству пирамиды или самолёта предшествовали многочисленные мысли, слова ,планы, чертежи относительно этих сложных объектов. Никакая армия не может начать движение и, тем более, военные действия без приказа, который ,по сути, слова и мысли. Рождению человека предшествуют человеческие ДНК и гены, являющиеся информацией, "мыслью" о будущем человеке. Также, очевидно ,появлению упорядоченных свойств вещества и космоса предшествовала строго упорядоченная информация, мысль,"Логос".

 Мысль идеальна ,невесома. И в то же время мысль -громадная сила. Летящий в небе вертолёт, в сущности, сложно структурированная МЫСЛЬ конструкторов, заставивших тяжёлый металл летать по воздуху. Мышление и сознание -функции мозга, но не сам мозг. Мозг лишь инструмент мысли .Мысль, информацию нельзя отождествлять с материальными носителями информации -звуками речи, текстами книг ,с клинописью древних шумеров. Носители информации всегда материальны. Но мышление ,сознание, душа человека -нематериальны. Они существуют в языке.

 

 Животные общаются друг с другом с помощью разнообразных звуков, жестов, гримас, прикосновений ,укусов. Насекомые выработали языки поз, танцев, запахов. Эти языки примитивны, инстинктивны, ситуационны. С их помощью невозможно выразить абстрактные понятия, например: "Существование предшествует сущности"(Ж.П. Сартр) или Е=mс2( А.Энштейн) .(Математика вообще невозможна без специального языка. Ведь любая цифра -это также и слово."8"-"восемь".Высокоразвитые животные способны к ситуационному мышлению, могут понимать человеческие слова. Но никакая даже самая умная лошадь не может высказать глубокой мысли. Тем более ,лошадь не напишет связного текста: не способным к тонкой моторике копытом писать трудно.

 Древние люди долгое время не знали письменности ,хотя умели говорить и мыслить .Однако устная речь не позволяла передавать сообщения и знания во времени, от поколения к поколению. Изобретение письменности стало началом истории человеческих идей и мыслей.

 

 Обычно не различают идеальную нематериальную информацию и материальный "носитель" информации. Это не тождественные понятия. Например ,какое-то слово можно сказать, написать чернилами на бумаге, можно записать на магнитную ленту, можно "держать в уме",можно нацарапать это слово острой палочкой на мокром песке... "Информация", "значение" слова- это не мокрый песок и не магнитная лента. Информация -"значение", которое мы придаём какому-то материальному знаку. Например, "Р"? Какая здесь информация? Если читать по-русски,- это "р". Если по-английски - "п"! Информация- нематериальное неосязаемое "значение",существующее в единстве с материальным "носителем-знаком".

 Цель сообщения ,информация скрыта в Значениях .Если точно не определены "значения"(знака или слова),тогда сообщение не понято или понято неправильно ."Когда клеишь обои ,-не должно быть "пузырей".Недавно мы на работе взяли два "пузыря" и поклеили обои криво и с "пузырями". "Сегодня на рыбалке "клёва" не будет: "клёво" было вчера, в ресторане".

 В болгарском языке есть много "ложных друзей переводчика". Это слова, очень похожие по звучанию на русские слова(омофоны), но значения болгарских слов не совпадают с русскими. Порой обыкновенные для русского уха слова в болгарском языке имеют негативные и даже...неформальные лексические значения.

 Неопределенность в значениях слов(отсутствие специальных Договоров о толковании, понимании разных слов-, жестов, знаков, символов ) в разных культурах и социальных группах приводят к Непониманию. В Древнем Риме крест распятия был орудием пытки и смерти. Для христиан крест-символ Добра и Вечной жизни. Иное значение-иную информацию несет новый символ.

 В европейской цивилизации насилие и жестокость имеют негативное значение. Но в некоторых отсталых культурах готовность мужчины к убийствам и жестокостям является знаком "силы" и "мужественности".

 Нож на кухне, которым режут морковку ,имеет положительное полезное значение. Нож ,которым ...убили человека- совсем иное значение...

 Понимание реальности, взаимопонимание, существование информации "истинность" и "ложность" высказываний зависит от « Значений» слов, символов. Значение- то, что Делает объект(бихевиоризм).

 Бихевиористы связывали "значение" объектов с их "поведением" (в социальной психологии).

 В европейской культуре мужчина ,помогающий жене, например ,стирать и мыть полы- герой. В мусульманской- не мужчина,"тряпка".

 

 

 

 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ .

 Мозг человека- самая сложная, самая высокоорганизованная материя (система) на Земле. Мозг отражает, но не как бездушное зеркало! окружающую реальность, анализирует собственные мысли и переживаниярефлексия),обладает воображением ,создаёт новые, не существующие в реальности информационные модели. Человек с помощью мозга и своих рук способен создавать новые предметы, новый человеческий мир. Никакая даже самая умная лошадь не смастерит велосипед, не соберёт компьютер. Удивительная человеческая способность творить новые объекты, новую реальность указывает на то, что сама материя в образе человека пытается себя понять, усовершенствовать.

 Мозг человека- информационная система .Общение с другими людьми совершается с помощью языка. Причём язык(система кодов) может быть любой, иногда достаточно кивка головы, одного взгляда, чтобы произошла коммуникация .Но взаимопонимание будет невозможно, если не договориться заранее о "значениях" знаков. Например ,в Болгарии кивок головы("да") означает "нет" В средневековой Японии громко истерически смеялись от горя «черный смех». Ясно ,что для европейцев такой знак «смех» означал совсем другое.

 Если человек голоден и хочет скушать сардельку, он просто испытывает ощущение голода. Ощущение -еще не сообщение, не коммуникация. Но когда ощущение высказано, даже если оно проговорено мысленно наши мысли -это "внутренний монолог"... Часто разорванный, как "поток сознания" Джойса...)-тогда это коммуникация, сообщение ,мысль. Если высказано несколько мыслей на определённую тему -тогда получается Текст.

 Для простой повседневной ситуационной коммуникации не нужно много слов, "знаков". Пылкую взаимную любовь отлично выражают таинственные улыбки, загадочные взгляды... Но если мы, не зная, например, вьетнамского языка, оказавшись во Вьетнаме, попытаемся сказать вьетнамцам какой-то умный "размышлизм" -у нас ничего не получится. Мы не произведём на иностранных слушателей приличного впечатления. А если предположить, что мы ,не зная, НИКАКОГО языка попытались бы с кем-то общаться?! Не на скромный ли огородный овощ будет похож тот отчаянный коммуникатор?

 Восприятие жизни всеми органами чувств первой сигнальной системой-зрением, слухом, обонянием, осязанием) -первичный базис всех жизненных впечатлений. Никакие слова адекватно не передают настоящую визуальную Красоту, прекрасную мелодию, чудесный запах цветка, нежные прикосновения.. .3нак не тождественен обозначаемому. Может быть, поэтому дети хотят все попробовать, испытать на себе: жар огня, вкус и липкость мёда... Наверное, поэтому философ Дильтей сказал как-то: "Ценность жизни -во многообразии ощущений" почтенному философу следовало бы добавить: "Разумный человек стремится исключить из своего опыта низменные, недостойные человека ощущения -сигареты, алкоголь, наркотики, насилие... Без этого важного "блокирующего кода" изящный и верный по сути афоризм Дильтея незаметно становится "афоризмом-убийцей"...Убийцей нашей неосведомлённой молодёжи, стремящейся всё поскорее "испытать, пережить").

 Сенсо -моторное восприятие жизни -базис нашего мышления. Но без абстрактной образности слов и понятий понять в древне -русском языке означало "поймать", "захватить в плен". Значит, "понять"-"захватить какой-то объект реальности в «плен» осмысленного слова");без слов мы никогда бы не могли думать и говорить сразу обо всех "деревьях", обо всех «людях». Абстрактные понятия "бессмысленность","свобода", "вакуум", "непроницаемость" существуют только в словах. И только потому, что есть эти слова, мозг человека имеет возможность размышлять об этих неосязаемых призрачных объектах.

 Основные самые глубокие человеческие Истины -это вербализация. Величайшие Книги-Учителя человечества ,рассказывающие о добре и зле, древние исторические тексты, сложнейшие математические труды и химические формулы ,знание температуры внутри Солнца и скорости света -это вербализация, речь. Невозможно писать текст, химическую формулу или математический знак ,не проговаривая слова. Язык, логос, мысль позволяют видеть больше и глубже. Умнейшее животное собака тоже видит солнце. Но она никогда не "прогавкает" нам о том ,что "внутри у солнца температура около 20 млн. градусов". Собака не знает слова «температура» и многих других (хотя собака "пассивно" может понимать до 30 слов -команд хозяина, собака "знает" язык запахов, собака "улыбается", когда виляет хвостиком...).

 Язык, мысль -это лингвистические модели реальности ,позволяющие видеть невидимое глазу(скрытые отношения объектов, причинно-следственные связи ,прошлое, будущее...Разум-это "предвидящее сознание"...).

 

 Есть связь между развитием интеллекта и лингвистическими способностями человека .Может быть, поэтому почти все значительные исторические личности были хорошими ораторами, а в письменную эпоху были способны писать качественные литературные тексты.

 Развив свои лингвистические способности, придумав письменностьписьменность дала возможность передавать знания от поколения к поколению, накапливать знания) человек принялся создавать различные религиозные, метафизические, научные теории, объясняющие мир. Язык, литература были первыми инструментами познания действительности.

 Однако инструменты познания вначале были несовершенны. Ученые и философы древности искали "причину" мира в "огне",в "воде"метафизики.Потом заметили, что цепочка причинно-следственных отношений объектов бесконечна во всех направлениях. Поэтому на любое "звено" в цепи причинно-следственных отношений можно было указать как на «истинную» "причину" какого-то события. Это приводило к спорам и неясностям. Такой способ мышления и познания был полезен на раннем этапе развития человеческого интеллекта, но в дальнейшем оказался непродуктивным .

 Попытки искать "истину" схоластическими методами -с помощью абстрактных беспредметных рассуждений также оказались ложным бесполезным мудрствованием.

 «-Сколько бесов может разместиться на кончике острой иглы?» -задавал «мудрый» вопрос какой-нибудь схоласт.

 -На остром кончике иглы рассядутся 40 бесов! -отвечал другой "учёный".

 -Нет на острие иглы смогут разместиться только 13 бесов! -возражал, тряс тощей бородёнкой третий схоласт..."

 Совершенно очевидно ,что схоластический язык, сам инструмент познания, коммуникации, вся система поиска и доказательства "истины" -непродуктивны у средневековых "учёных".Точно не определены объекты, о которых идёт спор( ни один конкретный "бес" в реальности не был пойман, не были точно измерены его габариты...) И сами критерии "истинности" у схоластов точно не определены. Если Галилей доказывал, что пятна на Солнце видны в телескоп, то схоласты возражали: "Как можно увидеть Истину в какой-то железной трубев телескопе ,если Истина- в святых книгах?!"

 Само значение слова "истина" менялось в разных религиозных, философских, социальных ,юридических, ситуационных, бытовых контекстах. Для одних "истина" -это "добро" ,"правда» однако ,что для кого-то «добро» -"зло" для другого).

 В различных, часто противоречащих друг другу философских системах слово «истина» использовалось для повышения "ценности" каких-то высказываний(текстов) и для признания "ложными" противоположных, конкурирующих на рынке идей, текстов.

 С развитием языков, с ростом информации возникли разные системы разные школы) познания : религия; метафизика; познание мира и человека средствами искусства; софистика; схоластика; и ,наконец, Наука. Наука самый "эффективный инструмент познания : наука все свои Истины проверяет опытом. Наука разработала точный однозначный научный язык терминологию и четкие критерии "истинности" высказываний: "принцип верифицируемости" (проверка опытом) и "принцип фальсифицируемости"(Витгиштейн, К.Поппер, Карнап, Шлик)."Имеют смысл лишь те высказывания, которые принципиально можно опровергнуть" (К.Поппер).

 "Принцип фальсифицируемости" -обязательное обозначение "пределов истинности данного суждения". Научное "истинное" высказывание не может быть "истинным" всегда и во всех "системах координат"...(Снова прав Гёдель: какими бы логически стройными не были наши рассуждения, наши "истины", они всё равно ОПРОВЕРГАЮТСЯ или ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ самой жизнью...).

 С точки зрения неопозитивистов "венской школы","Назначение философии -в прояснении высказываний, в их толковании..."

 Подменять "истинность" "полезностью" придумали американские философы-прагматисты Джемс, Пирс, Дьюи. Они предложили в любом деле видеть четкую реальную Цель, Инструменты достижения Цели, четкую последовательность операций (технологию) при достижении намеченной Цели. Такой конкретный способ познания и действий в реальности оказался более продуктивным. При ясно обозначенной реальной Цели всегда можно видеть -приближаешься ли к Цели или отдаляешься от неё. Если намеченные Цели не достигались, то "прагматизм" требовал смены неэффективных технологий на более эффективные.

 "Ненаучные" методы мышления предполагают субъективность, неточность высказываний и значений слов, иррациональную, некорректную систему доказательств. Метафизики и схоласты доказывают свою "истинность" верой, традициями, насилием(инквизиция) ,иррациональными эмотивными суждениями...

 В доказательстве некоторых истин используется "проверка опытом" (принцип верифицируемости). Истинность иных утверждений принимается на веру из-за того, что такова традиция, таковы обычаи и привычки. В реальной жизни большая часть наших истин(знаний, воспринимаемых как "правда") приняты нами на веру.

 Вера -особый вид знания, интуитивное, бездоказательное. Не нужно, чтобы нас кусала змея, не надо есть...мухомор, чтобы определить их ядовитость. Мы и так верим(знаем),что они опасны,

 Мы верим, что существует Антарктида, что Земля "круглая",что вода состоит из водорода и кислорода, что завтра взойдет солнце, хотя солнце тоже имеет временные пределы своего существования. Мы верим, что один плюс один будет два, хотя, если к одной кошке прибавить одну мышку будет...одна кошка!

 Парашютист ,прыгая с самолета, верит, что парашют раскроется и про-

 изойдет мягкая посадка. Если бы этой полезной веры не было, никто

 не прыгал бы с парашютом. Нам очень нужна вера. Она позволяет нам

 легко, не задумываясь, получать огромные массы полезной информации.

 Вера избавляет нас от необходимости напряженно думать и делать

 необходимые для жизни открытия самостоятельно.

 Однако воспринятые на веру ложные истины затемняют сознание человека. "Толчёное стекло во внутрь-хорошее лекарство" или "водка проясняет сознание человека" -вера в подобные неадекватные "истины" может сильно навредить, а не помочь.

 Вера, "истина" фанатика сужена, однобока. Фанатик не способен широко смотреть на вещи.

 Раскольники в 17 веке вели трагический схоластический спор с Патриархом Никоном. Как правильно "истинно" креститься? Двумя или тремя перстами. И последним доводом в этом споре было насилие- ссылки и сожжения людей.

 

 Метафизика,оккультизм говорят и мыслят неясным неопределенным языком о непознанном невидимом, непроявленном в реальности. Высказывания метафизика не нуждаются в опытном подтверждении. Любое высказывание метафизика можно объявить "истинным", можно - "ложным". Об этих "истинах" можно спорить бесконечно, потому что никто точно не знает, что такое "абсолют", "сущность", "существование", "свобода"...

 Понимание Истины зависит от значений слов. Одни под "свободой" понимают социальный хаос: наркотики, грабежи банков, магазинов и граждан, езду на автомобиле без правил, «как хочется»... Другие под "свободой" понимают "познание необходимости и её практическое использование" (определение Маркса представляется более корректным).

 Маньяк Чикатило, господа бандиты тоже стремятся к своеобразно понятой "свободе"… А некоторые даже…неформальную лексику и попрошайничество на улицах объявляют "свободой" слова... Неопределенность в значениях слова "свобода" происходит, видимо, из-за абстрактности, метафизичности этого неуловимого понятия. Слово "свобода"- не строгий однозначный научный термин... Из-за этого - отсутствие взаимопонимания между разными философскими концепциями.

 Если точно не определены исходные значения слов, то и выводы туманны. Однако часто мы живем, руководствуясь неясными "метафизическими" стремлениями."Психологически возможное отменяет невозможное логически" (Шестов). Почему альпинисты карабкаются на Эверест? Зачем некоторые пьют много водки? Наверное, мышление и поведение -нетождественные понятия...

 

 С точки зрения Теории информации душа человека -это его сознание, всё пережитое, понятое... Мозг, сердце человека -просто материальные носители знаний, опыта, личности. Разрушение материального носителя не означает исчезновение сознания: ведь информация неуничтожима, ее легко скопировать ,перенести на другие носители...

 Поэтому развитие, углубление сознания и души -достойное занятие. Любые сферы человеческой деятельности написание книг, бальные танцы, создание новых машин ,хирургические операции и даже войны ,и смерть каждого отдельного человека)-это уникальный неуничтожимый опыт(информация, "истины") ,непрерывно развивающий каждого в филогенезе и онтогенезе. Очевидно, что Цель этого грандиозного трагического процесса - эволюция Вселенной.

 Духовное развитие какого-то, например, добросовестного кузнеца и его "металлические фантазии" по поводу сломавшейся тракторной гусеницы -очень важны для общего человеческого дела: металлообработки. Производство качественного красивого утюга или холодильника тоже развивало души конструкторов, облегчало «просветляло» материальную жизнь людей. Красивый утюг или самолет такие же произведения искусства ,как прекрасное стихотворение. Только, может быть, плавить, гнуть двигать металл, превращая его в сверкающий самолет, немного тяжелее, чем "хореем" написать:

 «Я построил самолет..,»

 И всё же, не смотря на то, что поэтов часто называют "чудаками", рискнем предположить: поэты -поток "чистого сознания" в котором живет и проявляется человеческая душа .Часто непризнанные и странные поэты -это чудесные бесконечные Тоннели Познания, поднимающиеся выше последних звездных пределов..."Истина" поэтов глубже "знания",например, скульптора или "визуала" фотографа. Потому что истина литератора лингвистическая( а слово охватывает познает и понимает Все).Напротив, грубый, материальный "молот кузнеца" или фотоаппарат "визуала" фотографа никогда не смогут изобразить и познать абстрактные "струи времени","любовь" или "вечность»... С другой стороны ,красоту пылающего алого восхода солнца лучше просто Видеть, молча…Ведь подлинное полное переживание жизни (самое ценное, что есть у человека)-это и мысли, и ощущения, и переживания, и переживания мыслей, и память, и надежды на будущее...Поэтому, наверное, экзистенциалист С.Кьеркегор противостоял сухому рассудочному декартовскому пониманию познания и жизни. «На том стою: на голове или на ногах- не знаю"! -решительно заявлял Кьеркегор, доказывая, что Переживание жизни важнее ограниченного рассудочного "знания"...( И в самом деле, что пользы ограниченному в своих возможностях ...евнуху иметь широкие теоретические познания о любви?).

 

 

 Для языка художественной литературы очень важно структурное совершенство всех уровней текста: каллиграфии, орфографии, синтаксиса, выбор слов,смысловая и образная структуры, художественные стили…

 Речь художественная отличается от речи практической более организованной структурой, установками на образность и выразительность. В литературе главным значимым является не только "что" сказано, а то "как" сказано. Для формалистов Целью поэзии является сама поэзия её совершенство, красота). Поэтика-эстетика слова(Бахтин).

 В обыденной жизни язык - инструмент общения. Но часто устная

 речь используется для "выражения" ."Тогда появляются удачные фик-

 сированные устные выражения(фольклор)".(Б.В.Томашевский. Теория

 литературы. Поэтика. М.,1999,с.19.).

 Язык художественной литературы не выражает

 строгие объективные научные истины. Язык художественной

 литературы широко использует полисемию, эпитеты, различные тропы для создания ярких субъективных художественных образов. Ведь главная Истина искусства- Красота ,выразительность, эмоциональность речи и мысли.

 Никакой железнодорожный справочник, никакой учебник физики или химии ничего не расскажет нам о человеческой душе. Напротив, литература всегда изображала только человека, она долгое время являлась "наукой" "человековеденьем" .Конечно, в отличие от современных психологии, психиатрии, психоанализа литература не так точна и научна, не так глубока. Как говорил В.Белинский: "Литература показывает,а не доказывает". "Истины" литературы образные, эмоциональные, субъективные. Но о человеческих "добре" и "зле" только эмоциональным языком литературы и можно говорить.

 Язык науки подчинен целям эмпирической "истинности". Термины науки имеют только Одно значение .Если открытие истина одного ученого подтверждается другими эксперементаторами- это повышает ценность открытия. Но если какой-то поэт первым придумал образ "золотая осень", то употребление этого образа другими поэтами не приводит к повышению ценности этого образа. по Юнгу мы все стремимся к повышению своей "ценности". Только разными способами: кто достижениями в искусстве, кто- высокой должностью, кто-материальным богатством или "крутостью" нрава.

 Поэт, повторивший чужое высказывание - не оригинальный, не настоящий поэт.

 Объяснить разницу в восприятии "физиков" и "лириков" можно на таком примере. Предположим ,вдохновленный экзальтированный влюбленный поэт Бодлер потрясен красотой глаз и необыкновенной длиной ресниц своей любимой. Поэтому Бодлер пишет: "В тени ресниц твоих готов дремать часами"...

 Но "физик" в аналогичной ситуации ,подчиняясь строгой логике языка науки возьмет точную линейку, старательно измерит длину ресниц и скажет индифферентно:"Длина 2 сантиметра".Однако если наш строгий "физик" вдруг отбросит линейку и заявит восторженно:"У тебя ,красавица, километровые ресницы!" Тогда с точки зрения поэтики, это будет выглядеть как художественное преувеличение(гипербола). Так сказано у Гоголя о ширине Днепра: "Редкая птица долетит до середины Днепра!" А с точки зрения формальной логики это будет просто нелогично. В терминологии психиатрии загадочная фраза нашего условного "физика" будет означать, что он просто сошел с ума от любви...

 Таким образом, язык не только инструмент познания действительности и передачи сообщений. Язык-это психодиагностика говорящего. Спокойный флегматичный человек говорит медленно. Холерик- быстро. Сенситив- напряженно и сбивчиво. Речь образованного богатая ;малокультурного-бедна. Может быть, поэтому Петр1 требовал от бояр говорить "без бумажки", "чтобы дурь каждого сразу была видна"...

 

 Грамматическая неправильность ("неистинность") высказываний часто используется как инструмент юмора. "Кто девушку в ресторане "ужинает"-тот её и «танцует» полезное назидание некоторым невежам, имеющим склонность приглашать танцевать посторонних дам, сидящих за чужими столиками с иными джентльменами, оплачивающими ужин этих прекрасных дам...).

 В юмористических фразах "Дело было в январе- первого апреля" заведомая "неистинность" высказывания -средство создания юмора. Кажется, что понятие "истинности" вообще не относится к таким нелогичным противоречивым сообщениям .Однако объективная Истина реальности всегда присутствует в подтексте юмористов. Без Правды, истинных значений слов юмор был бы невозможен. (Нас смешит наше забавное отражение в кривом зеркале именно потому, что мы знаем, как мы выглядим на самом деле.) Разные системы значений рождают разные системы эмоциональных оценок, разные системы "истинности".

 

 

 Создавая разные учения и школы познания, человечество посте-

 пенно росло, развивалось, просветлялось. Часто разные теории про-

 тиворечили друг другу. Объективно все эти противоречивые учения были необходимы. Каждая из теорий развивала философию и науку избавляла человечество от иллюзий, каждая из философских систем становилась важной ступенькой в развитии Познания. Очень часто "старые" учения (христианство) опровергали новые энергичные идеологии, приводившие народы к войнам и нищете(коммунизм). Нельзя, конечно, одну теорию "измерять" критериями другой теории нельзя длину "измерять" вольтами!) Нельзя квадрат оценивать по его "недостаточной округлости".Невозможно скорость бега измерять "литрами" или "амперами". Критерии, оценочные системы должны соответствовать измеряемому.

 Но "принцип дополнительности" в познании предполагает, что, например, политики должны оценивать свои дела не только по критериям "эффективности" или "прагматизма", но и по меркам общечеловеческой Морали.

 

 

 Что есть Истина? Это очень важный вопрос познания(гносеологии).

 Человек ищет Истину с помощью своих ощущений, мыслей, а в конечном итоге с помощью слов. Само слово «истина»-это всего лишь

 слово..

 К сожалению, Истина- не точный однозначный научный термин. Часто слово "истина" оказывается неопределенным эмоциональным оценочным словом, тождественным "хорошо" или "прекрасно". Однако многие отдавали свои жизни за Истину, жертвовали свободой и здоровьем...

 На первый взгляд кажется, что истинным признается такое сообщение, которое соответствует действительности. Например, самоочевидные аксиомы: снег-белый. Но какой-нибудь дотошный спорщик может опровергнуть эту аксиому: "В ярком голубом свете снег не будет белым. Снег будет голубым. А в абсолютной кромешной темноте снег будет казаться черным. Но если в каком-то месте на снег вылить ведро зелёнки, то снег в этом месте будет...зеленый", -возразит спорщик. Значит, даже аксиомы могут вызывать возражения, потому что у каждой истины-ограниченная сфера истинности. Если выразиться проще- истина зависит от точки зрения?

 

 Цели высказываний могут быть очень разные. Критерий "истинности" применим не ко всяким сообщениям. Бессмысленный детский лепет- не всегда сообщение окружающему миру о своих неудовольствиях или радости. Цель детского лепета - тренировка речевого аппарата, его развитие.

 Отчаянный женский крик в темной ночи - это и междометие страха,

 и призыв о помощи, и попытка напугать насильника...Но тревога

 может оказаться ложной, если опасность оказалась мнимой. Однако

 субъективно кричавшая была "права", если ей ,действительно, было

 страшно.

 

 Оценки событий, значения, "системы истинности" меняются в зависимости от точки зрения. Фраза "Спартак победил- это прекрасно!" покажется абсолютно верной для болельщика "Спартака". Но для "фанатов" проигравшей "Спартаку" команды это неприятное высказывание никак не будет истинным. Так что есть Истина? Противоположные интересы создают разные "значения", разные "истины".

 Всегда существовала проблема компетентности. Истиной владеет специалист, профессионал, а не дилетант.

 Истина-это глубокое достоверное Знание. Неинформированный не обладает Истиной. Истину не установить, пользуясь дефектной логикой,

 не соответствующей логике объективной реальности. Например,

 если вечером, когда в небе появляются звезды, начать на сковороде

 жарить яичницу и верить, что звезды появляются потому, что жарится яичница- значит не различать одновременные события и причинно-следственные связи явлений...Такое неадекватное мышление не способно установить Истину и логику объективной реальности.

 Также иллюзорными неистинными являются предположения, что качающиеся в непогоду деревья… поднимают ветер на улицах, а не ветер раскачивает деревья.

 Ошибочным будет предположение, что 1+1=1,основанное на том, что если к одной кошке прибавить одну мышку -останется... одна кошка. Ведь в реальности, в случае с кошкой и мышкой совершается не "сложение",а "вычитание"...

 Дефектная логика рассуждений не способна привести к Истине. К сожалению, очень часто мы рассуждает именно так, заполняя свое сознание иллюзиями ,ложными знаниями.

 Мы отрицаем истинность неприятных нам высказываний. Оттого нам приятны комплименты и некомфортны критические замечания. Психологи заметили ,что причина этого -в "защитных механизмах Я", избавляющих личность от неприятных переживаний. Обычно сознание, не слишком продвинувшееся в духовных исканиях, целиком находится во власти "защитных механизмов Я», в плену своей субъективности.Так легче жить, но происходит отрыв от реальности. Сознание становится неадекватным. Известно, что почти все матёрые преступники в тюрьмах, убийцы и насильники, искренно считают себя "невиновными" и даже... "пострадавшими за правду". С другой стороны, не задержавшееся в своем развитии сознание, слишком самокритично, слишком сконцентрировано на своих несовершенствах(недостатках),совсем лишено "защитных механизмов" самообмана. Это приводит к неуверенности в себе, вызывает ложное чувство вины, компенсируемое часто высокими личными достижениями на разных поприщах.

 

 Утрата Истины, ложные самооценки ,патологическое программирование личности начинается с ошибочного словоупотребления. Вор не говорит сам себе, что он крадет. Он говорит :"Я взял".

 Для бандита и жулика высокая моральность не является ценностью. Для него имеют "значение" только деньги любой ценой и собственная выгода за счет других. Сознание жулика полно ложных патологических «истин»(вредных поведенческих программ).Опровержение "понятий" закоренелого преступника невозможно способом тактичного словесного убеждения: вся патологическая личность сформировалась способом длительной вредной суггестиипатологических ситуационных внушений в трудных семьях, в асоциальных группах, в жестоких тюрьмах). Общество вынуждено "опровергать" «истины»понятия господ-бандитов не словесными увещеваниями, а наручниками и решетками полиции. Но это, к сожалению, не исправляет нарушителей. Сейчас на Западе пробуют строить для малолетних преступников новые комфортабельные "тюрьмы любви" с уютными камерами, с прекрасными спортивными залами и бассейнами. Цель программы -положительная суггестия, создание для малолетних правонарушителей красивой достойной человека обстановки,"промывка мозгов" с целью избавления от ложных «истин»,асоциальных поведенческих программ.

 Садист и драчун, любящий избивать слабых, определяет себя как "мужественного" и "смелого".

 Чтобы оклеветать гения русской словесности Пушкина А.С. ,враги поэта создали убийственную "информационную бомбу" (мол, поэт -«рогоносец»). Клевета, ложный "информационный паразит"(термин школы ДЭИР, Верещагин Д.С.) убили поэта.

 Банальную клевету современные специалисты по "информационным войнам" определили бы как "информационную диверсию".

 Информационным терроризмом будет и ложное "минирование" по телефону школы каким-то нерадивым учеником, и угрозы по телефону, и угроза убийством. Эти действия являются преступными, хотя сами угрожающие высказывания могут быть "неистинными" (ложными).

 

 Что есть Истина? Затемнённое пустое непонятное слово? Или звонкое оценочное суждение?

 В маргинальной антиобщественной среде ,в конфликтных ситуациях, в "языках вражды и ссоры» оскорбления подаются как "истина" для усиления их эмоциональной убедительности. Интересно, что такие эмоциональные "истины" обычно "опровергаются" насилием аргументами из «другой системы «логических» координат»... "Психологически возможное опровергает невозможное логически" (Лев Шестов). Это подтверждает теорему математика Гёделя: "Иногда для опровержения внутренненепротиворечивой системы доказательств требуются аргументы из иной системы координат.»). Может быть, в этом смысле высказывался Фридрих Ницше: "Насилие-антагонист истины...».

 В языках ненависти, клеветы, унижения человеческого достоинства

 критерий "истинности" используется для представления лжи "правдой", для искажения оценок и значений личности. И вот заслуженный ученый становится "врагом народа",он попадает в лагерь и подлежит утром "дрынованию"(побоям палкой) для быстрейшего пробуждения, спрыгивания с нар и похода в тайгу на лесоповал. В языках ненависти происходит перекодирование значений слов, патологическое перепрограммирование поведения людей. Изменения в информации приводят к трагическим изменениям судеб.

 Войны начинаются в сознании людей, на уровне патологического ошибочного словоупотребления. Сначала нацисты сами поджигают Рейхстаг, потом обвиняют в поджоге коммунистов, затем объявляют коммунистов "врагами нации" -и отправляют их в лагеря.

 Война - трагическое крушение Справедливости, Морали, Законности. На войне, к сожалению, всё подчиняется "военной целесообразности". Но к началу Второй Мировой войны человечество выработало Гуманитарное Право, устанавливавшее Правила ведения войны .Однако нацисты на восточном фронте и на оккупированных территориях не соблюдали Гуманитарное Право ни в отношении Красной армии(комбатантов) ,ни в отношении мирного населения невооруженных людей, некомбатантов.

 Нацисты партизан, борющихся за освобождение родной земли, называли "бандитами", хотя истинными бандитами были именно нацисты. Русских военных парашютистов, заброшенных в тыл к немцам, нацисты не признавали военнопленными, называли их "бандитами",пытали и уничтожали.

 Патологические установки нацистской идеологии искажали истинные значения слов, создавали новую враждебную человеку, реальность, программировали миллионы людей на жестокость и насилие.

 

 Никто не знает Высшую Истину, ни отдельный человек, ни какая-то одна философская школа. Истина, подлинно глубокое Знание - на стыке науки, философии ,искусства, психологии, социологии, политологии и морали. Данные одной науки могут и должны проверяться знаниями из других областей и опытом реальной жизни. Критерии оценок должны быть тождественные. Например ,в войне с анонимными террористами, действующими скрытно с территории враждебных государств, могут наноситься превентивные удары по базам террористов. Сила в таких случаях может применяться не на основании решения Суда присяжных, а на основании секретных данных разведки .На войне действуют законы войны. В том и состоит трагедия войны, что жертвами войны становятся не только люди, но мораль, законность, логика человеческого мышления. Чтобы дольше продержаться в бою, террористы захватывают больницы и школы, окружают себя "живым щитом" - детьми и женщинами...

 Для суицидного террориста ,взрывающего заминированный автомобиль в толпе людей неприменим «принцип дополнительности». Поведение террориста нельзя оценивать по Высоким стандартам "Прав человека" или Судом присяжных.Потому что Суд присяжных возможен только тогда, когда уничтожен террорист.

 Почему "истины" фашистов не восторжествовали во всем мире? Потому, что фашизм был разгромлен с помощью оружия. Фашизм нельзя было опровергнуть в культурном интеллигентном споре.

 Непримиримо конфликтующие «истины»,в конце концов, трагично опровер-

 гаются самой жизнью. Получается: Бытиё, само Существование ,Конечное

 Добро человеческая выгода и польза в терминах прагматистов-

 Верховный Судья всех человеческих "истин"...

 Поиск Истины, мораль и законность возможны только в справедливом эффективном государстве. Нет государства - человеческим сообществом начинают управлять "законы джунглей", хаос, кровная месть.

 

 Когда не могут правильно сформулировать вопрос, когда неточно определены значения слов, неясны цели высказываний, тогда начинаются бесполезные споры, беспредметное философствование. Когда не умеем правильно сформулировать вопрос- начинается"философия."

 

 Эмоциональное поэтическое мышление не всегда может объяснить запутанные политические события. С другой стороны, холодная логика политиков часто не может постичь непредсказуемую впечатлительность творческих натур.

 Слово "истина" приобретает новое значение в политологии. Как-то польский политический деятель Лех Валенса, выступая на митинге перед избирателями, имевшими противоположные взгляды на какую-то важную проблему заявил решительно:"Я- за !И даже- против!»/Алогичный ответ политика, как ни странно, очень понравился всем присутствующим: каждый услышал, что хотел услышать. Оказывается, в "политологической" системе координат такое противоречивое высказывание может быть «истинным»т.е. "полезным". Хотя оно очень похоже на юмористическую фразу: ”Я за тобой бегал, как вкопанный!”

 Своеобразный подход к "истине" у дипломатов. "Дипломату язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли" и с помощью дипломатических речей защищать ИНТЕРЕСЫ (пользу ,выгоды) собственного государства.

 Смоделируем такую странную метафорическую ситуацию. "Северное государство" нечаянно "подралось" (начало военные действия) с "Южным государством". "Государственный кулак" "северных" крепко стукнул по "государственной физиономии" "южных". Тогда дипломаты "южных" решительно заявят об агрессии. А дипломаты "северных” будут убедительно доказывать, что, напротив, виноваты в "агрессии" "южные"!? И это они "своей "южной физиономией" нарочно ударились о "кулак северных"!? Интересно, что эти противоположные точки зрения обладают одинаковой "истинностью". Ведь оценка направлений движения и столкновений зависит от ОЦЕНОЧНОЙ "системы координат" ,то есть от "точки зрения" наблюдателя... '"Истина" становится одной из первых жертв войны.

 Мысль, язык-это лингвистические модели реальности, это душа человека, это основа любой идеологии. Поэтому в нестабильных странах ,в странах с переходной экономикой лингвистические проблемы часто политизируются.

 Любая террористическая или сепаратистская группировка действуют на основе своих собственных идеологических представлений воспринимаемых как "истины", как аксиомы).Патологические идеологии -это разрушительная информация, закодированная в "языках ненависти". Разрушительные тоталитарные идеологии, использующие "языки ненависти" затемняют сознание людей, неотвратимо приводят народы к насилию, террору, войнам.

 Язык-это не только скучные суффиксы и спряжения. Язык информация - это ранимые души людей ,жестокая политика, инструмент разделения народов "лингвократами", способ структурирования политических партий, и террористических группировок.

 Язык, речь, мысли - это душа народа. Самосознание народа, его само-определение -это язык, территория, культура, история, этническое самосознание, устойчивая государственность на протяжении длительного времени.

 Некоторые ошибочно определяют этническую принадлежность и государственность по языку, на котором говорит данный народ. Но язык и государственность - нетождественные понятия. В мире более 3000 языков и только около 200 суверенных государств.

 Создавать моноэтнические и монолингвистические государства для каждого отдельного малого народа -неразрешимая задача. Например, создать отдельное государство для курдов, проживающих на территориях Турции, Сирии, Ирака -значит нарушить территориальную целостность этих древних государств. Это бесперспективный путь насилия и войн.

 Евреи и палестинцы - этнические братья. Но их разделяют разные религии ,разный исторический опыт пролитая кровь, претензии на одну и ту же территорию. К сожалению, неразрешимые политические проблемы приводят к войнам. "Война- Верховный Судья некорректных государств".

 Войны зарождаются в сознании людей. Но сознание имеет лингвистическую словесную информационную природу. Агрессия и войны – от нищеты, и несчастности людей, от непонимания друг друга.

 Политизацию лингвистичеких проблем можно довести до абсурда. Ведь может же какой-нибудь горячий индейский парень потребовать от американского Конгресса сделать основным языком Америки не английский язык, а индейский! Ведь индейцы- коренные народности Америки! Как отнесется к этому американский Конгресс?

 А если вся испаноязычная Латинская Америка потребует "независимости" от Испании и начнет говорить на ином, не испанском языке? Тогда снова войны и террор? Ведь идеологией террора может стать любой случайный агрессивный патологический ЛОЗУНГ...

 Австрийцы имеют собственное независимое государство, хотя говорят на немецком языке на языке другого государства .

 Независимые Канада и Америка говорят на английском языке, не пора ли Америке "отделиться" от Англии и начать говорить на языке своих индейских аборигенов? Страны Латинской Америки говорят на испанском языке. Значит ли это, что они не суверенные государства?

 Двуязычие в Белоруссии не отрицает суверенитет этой страны.

 

 Язык - не только средство передачи "истинных"

 сообщений Сообщения могут быть зашифрованы криптография ,могут

 быть заведомо ложные. Ложь может называть себя "истиной",

 скупость- «щедростью». Ложные сообщения существовали до появления

 человека на Земле.

 У насекомых и животных -ложные грозные огром-

 ные "глаза" на крыльях некоторых бабочек, чтобы отпугнуть хищ-

 ников. Павлин "грозно" распускает свой огромный хвост, чтобы

 казаться "больше" и «страшнее» более толстый в мире животных

 обычно оказывается более сильным. Вот павлин и прикидывается

 "толстым и ужасным", то есть "лжет", блефует. Позы- тоже язык.

 Сообщения также могут быть фантастические. Это по-

 зволяет писателям -фантастам создавать фантастические романы,

 а сказочникам- сказки для детей.

 Торговая реклама осуществляется в словах , в идеализированных телевизионных образах. Рекламный текст и истина редко совпадают. Целью рекламных сообщений являются продажи товаров, "информационная атака" ,"информационное воздействие" на сознание покупателей. Рекламным "истинам" не всегда можно доверять.

 

 Факты и мнения -нетождественные понятия. Истинность объективных

 событий (фактов) доказывается показаниями очевидцев,

 материальными уликами, видео-аудио свидетельствами если они до-

 стоверные). Факты истории, если нет живых свидетелей, подтверждаются

 археологическими раскопками, письменными свидетельствами. Эти дока-

 зательства не всегда правдивые: мнения людей часто субъективны,

 документация бывает неполной. Поэтому не бывает "истинной"

 объективной истории.

 «Истинность» субъективного мнения доказать невозможно. "Истинность"("ценность" какого-то суждения) кроется в желаниях, предпочтениях, в глубинных (подсознательных) стремлениях субъекта, в его базисных материальных интересах. И даже в генетической предрасположенности..."Нам только кажется, что мы свободны и делаем, что хотим. Но хотим мы не по своей воле".

 Мнения -это эмоциональные субъективные оценочные суждения. Напротив, язык точной науки, язык фактов не пользуется эмотивной лексикой.

 

 Важность поиска истины в судебных разбирательствах очевидна. От достоверности фактов, улик ,показаний свидетелей, от объективности следователей и судей зависит справедливость приговора. Юристы разработали четкую юридическую терминологию, строгие критерии доказательств вины или невиновности обвиняемого. Однако не всегда возможен справедливый суд. Ловкость преступника, не оставившего улик, неаккуратность следователей, недостоверность экспертиз, некорректность решений судей не позволяют установить Истину .Облегченные незаконные приемы следствия не ускоряют поиск истины, а часто еще больше затемняют ее. Негуманные приемы следствия в конце концов разрушают всю юридическую систему, делая ее угрозой самим судьям и всему обществу .Из-за перманентной слабости человеческой природы, из-за возможных юридических ошибок отмена смертной казни в тюрьмах представляется необходимой. Человека, ошибочно приговоренного к длительному сроку заключения можно выпустить на свободу .Лишённого жизни - не вернуть.

 Признания подсудимого своей вины могут быть ложными. Свидетели могут быть лживыми, улики- подложными.

 У юристов - свое понимание "истинности" суждений, доказа-

 тельств. Например, нельзя признать преступника виновным без дока-

 зательств вины, если эти бесспорные доказательства по какой-

 то причине вдруг перестали существовать.

 "Истинность" высказываний Прокурора нетождественна "истинности" высказываний обвиняемого и его адвоката.

 Иногда истину позволяют установить косвенные улики. Если, например, пропала банка вишневого варенья, а неподалеку бродит ухмыляющийся подозрительный субъект, физиономия и одежда которого крепко перемазаны пропавшим вареньем...Тогда легко предположить, кто виновник пропажи. Разум и логика владельцев варенья помогут установить истину. Разум позволит увидеть невидимое, восстановит логику произошедшего. Но, возможно, подозреваемого специально вымазали вареньем, чтобы навлечь на невиновного обидные предположения? Истина снова оказывается скрытой… Презумпция невиновности встает на защиту подозреваемого…

 

 

 Есть общепринятые критерии красоты. Но истинность этих критериев не столь "принудительна", как истинность аксиом .Поэтому каждая женщина обязана верить в свою Красоту. Ведь ощущение красоты- очень субъективно, интимно. Значит, каждая женщина всегда сможет найти любимого, для которого она Прекрасна.

 

 Относительная равноценность эстетических систем (у каждого может быть свое понимание Красоты) не означает равноценности этических систем понятий о Добре и зле. Если кто-то любит кушать гречневую кашу, а кто- то- рисовую- это равноценные "этические системы". Здесь нет повода для спора. Но если (не на ночь будет сказано!) какой-нибудь застенчивый…людоед заявит ,что он предпочитает кушать «божьих людишек» -то он сразу оказывается за пределами всяких "истин", вне эстетики и морали.

 Мультикультурная равноценность различных субъективных этических и эстетических традиций не должна отрицать Основные Вечные Истины (Ценности): Добро, Ненасилие, Разум… .Иначе- патологические логики разных чудаков, алкоголиков, самоубийц ,эгоистичных прагматистов окажутся равноценными Высшей Справедливости...

 Этический и эстетический релятивизм- это ошибка. Старая резиновая галоша ,прибитая ржавым гвоздём к покосившемуся забору, не обладает такой же эстетической ценностью как Мона Лиза...

 

 

 Универсальной Истины не бывает.

 

 Только великие вечные Истины о необходимости на Земле Справедливости и Добра могут претендовать на универсальность.

 Высшие Истины, Знания и Надежды - за пределами жизни не только отдельного человека, но, видимо, и за пределами нашей Вселенной. Поэтому не нужно отчаиваться, если не все получается сейчас…

 

 




эссе

      Версия для печати
      Читать/написать комментарий                    Кол-во показов страницы 70 раз(а)





Рекомендовать для прочтения


Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
^ Наверх




Авторы Обсуждения Альбомы Ссылки О проекте
Программирование
Hosted by Хостинг-Центр
E-mail(abelino@inbox.ru)