Антонов Михаил
Пушкин и ныне глава 6
Глава 6.
Трудное восхождение к раскрытию тайны человека
Если бы здравомыслящий человек или разумный инопланетянин взглянул сверху на историю человечества с её почти непрерывными кровопролитными войнами, включая две мировые бойни, на его современную жизнь, главный стержень которой это гонка вооружений на случай возникновения Третьей мировой войны, которая может стать коллективным самоубийством, он бы сказал, что так могут жить и поступать люди только в состоянии безумия. Между тем такая жизнь повседневно протекает на наших глазах и при нашем участии и не вызывает ни удивления, ни осуждения. «Се ля ви», - говорят философски настроенные обыватели, «такова жизнь» -повторяют другие.
Если бы тот же здравомыслящий человек или разумный инопланетянин посмотрел на то, как люди относятся к природе родной им Земли, заражая ядовитыми отходами и радиацией, и отравляя, и замусоривая Мировой океан, эту колыбель и условие жизни на планете, он бы присоединился к словам великого русского писателя Валентина Распутина, напомнившего слова французского учёного Жана Батиста Ламарка: вероятно, призвание человека состоит в том, чтобы уничтожить всё живое на Земле, сделав её предварительно непригодной для жизни. Люди ведут себя так, будто у них есть в запасе другая планета Земля, на которую они переберутся, окончательно, отравив Землю нынешнюю. Но такой запасной планеты нет, и люди знают об этом. При том уничтожают условия жизни на Земле не какие-то отдельные злоумышленники, а все мы в целом, род человеческий, который самовольно назвал свой биологический вид «хомо сапиенс», то есть «Человек Разумный», а по Библии он - венец творения. А мы живём, как у Пушкина, «дьяк, в приказах поседелый, добру и злу внимая равнодушно», радуемся быстрому научно-техническому прогрессу, который повышает жизненный уровень и степень комфорта (не для всех). Наши отношения к эксплуатации природных ресурсов напоминает высмеянный Щедриным проект деловых людей Велентьева и Поротоухова: о передаче им в аренду на 20 лет все казённые леса России с целью непременного оных в указанный срок истребления. А мы, русские, если у нас не хватает сейчас сил и средств для освоения каких-то месторождений, вместо того, чтобы оставить эти богатства, готовыми для эксплуатации потомкам, зовём иностранцев, которые снимут «сливки», кинув нам крохи в виде налогов.
Лишь немногие, вроде учёного и писателя Василия Галина, который в своей книге «Последняя цивилизация…» констатировал, что люди, занятые своими повседневными делами, но они, как и всё человечество в целом, ничего не делает для своего выживания. В чём же причина такого нашего всеобщего неразумного поведения и образа жизни?
В принципе здесь могут быть только два ответа: научный и религиозный.
Научный ответ чётко сформулировал учёный и футуролог Сергей Переслегин: человек произошёл от крупной обезьяны, а все крупные приматы агрессивны, поэтому войны неизбежны, а значит и подготовка к ним. Без войн человечество погибнет, ибо если человек или государство не выплеснет накопленную за годы мира энергию агрессии во вне, то она разрушит их изнутри. Без войн человечество погибнет.
Ответ логичный, но не убедительный: настоящие-то учёные знают, что возникновение человеческого рода - загадка для науки. То, что учёные пытаются восстанавливать облик якобы предков современного человека по какой-нибудь найденной археологами кости (как синантропа) - это попытки лишь как-то прикрыть пустоту, а теорию эволюции Дарвина мало кто из них воспринимает всерьёз.
Религиозное объяснение происходящего в мире, по Библии, исходит из того, что человек был сотворён Богом по Его образу и подобию, бессмертным и не знающим болезней как помощник Творца для работы в райском саду. Ему было разрешено вкушать плоды всего, что растёт в раю, кроме яблока с древа познания добра и зла. Но Адам проявил своеволие и, пренебрегши запретом Бога, прельстился лживыми советами диавола и вкусил от запретного плода. Бог не мог терпеть такого непослушания и оставить Адама в раю, ибо тот мог бы вкусить плод от древа жизни и стать бессмертным, и что тогда с ним делать? Поэтому Бог изгнал Адама с Евой из рая на землю, сшив им ризы кожные, то есть сменил их нежный кожный покров, который служил им защитой в раю, где не бывает ни чрезмерной жары, ни холода, ни пригодный для жизни в земных условиях. При этом человек стал смертным и подверженным болезням. А чтобы род человеческий не прекратился со смертью Адама и Евы, Бог дал им совет размножаться и заселять всю Землю до тех пор, пока не придёт Искупитель грехов и наступит Страшный Суд. Первые люди пали, не устояв против диавольского искушения, и природа человека стала иной, утратившей богоподобие. А какой она стала, показал сын Адама и Евы Каин, убивший брата своего Авеля. И на вопрос Бога, где брат твой Авель, Каин ответил горделиво, нагло и лживо: разве я сторож брату моему? Между тем именно потомки Каина стали основоположниками ремёсел и разных искусств. Чему же удивляться, если современные люди ведут кровопролитные войны, а годы мира используют для подготовки новых войн, уродуют природу и ничего не делают для собственного выживания?
Как видим, наука и религия, исходящие из разных предпосылок, сходятся в одном: причина бед, происходящих в мире, - в природе человека.
Но что же именно в этой природе человека мешает нам жить мирно, в согласии друг с другом и с природой, то есть по-человечески?
Над этим размышляли лучшие умы человечества на протяжении более трёх тысяч лет его письменной истории. Я размахнулся было на исторический очерк от Гераклита, Платона и Аристотеля до идеологов Нового времени, но он получился слишком объёмистый, и Пушкин потонул бы в нём. Жалко было только выбрасывать пояснения к обычно неправильно толкуемой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико дела Мирандолы, потому что она оказала огромное влияние на миропонимание людей Запада и послужила основой для построения многих теорий главенства человека над миром, безграничного покорения им природы. Но тут вот что: в большинстве своём авторы, изучавшие природу человека и делившиеся с читателями своими выводами, прибегали к жанру сатиры, как Ульрих фон Гуттен с соавторами, написавшие «Письма тёмных людей», или Эразм Роттердамский, поразивший мир своим «Похвальным словом Глупости». По Эразму выходило, что Глупость - едва ли не главная опора мироздания, ну и к чему же дальнейшие изыскания в сфере природ человек?
И ещё: эти авторы, люди, безусловно, умные, становились в позу учителей неразумного человечества, выставляли тех, кого обличали, круглыми идиотами, а к читателям относились как к простецам или младенцам, которым они только что открыли глаза. Себя они считали стоящими выше этого человеческого стада, ведомого Глупостью. Пожалуй, один лишь Джонатан Свифт, англичанин и священник англиканской (протестантской) церкви, родившийся и умерший в Ирландии, яростно боровшийся за свободу вообще и против англичан-угнетателей католиков-ирландцев, сохранял подобие объективности. Он как бы констатировал факты, а делать выводы предоставлял читателю. В своём четырёхтомнике «Путешествия Гулливера» сумел до конца выдержать позицию беспристрастного наблюдателя. Он сопоставлял порядки, якобы увиденные им в экзотических странах, с порядками в ненавистной ему Англии, всякий раз не в пользу последней. Зато в своих публицистических статьях (например, в статье «Скромное предложение»: выращивать ирландских младенцев, как скот, для питания английских джентльменов, это обойдётся дешевле, чем развивать животноводство) он глубокое содержание сочетал с такой степенью ядовитости по поводу тех же людоедов-англичан, какой, вероятно, больше не знала мировая литература. Наконец, идеолог нового вида хищника-англосакса - Гоббс сформулировал основной закон существования общества: «Человек человеку - волк». Свою эстафету новый хищник передал новейшему хищнику - американской элите (первоначально она тоже была англосаксонской, но из числа наиболее радикальных и агрессивных англосаксов - пуритан). Этот новейший хищник не только признал, что человек человеку волк, но и объявил свою нацию исключительной: американский волк имеет полное право (даже в этом его миссия) пасти овечек во всём мире, выбирая любую из них на обед.
А наибольший вклад в раскрытие природы человека внесла русская культура, прежде всего литература и главным образом Пушкин. Но решение этой задачи, может быть, самой важной для современного человечества, далось ему нелегко.
Не стану выпрямлять и упрощать путь духовного развития Пушкина. Путь этот был весьма извилист. В родительском доме он провёл лишь ранние детские годы, вероятно, его отец и мать, как это было принято в кругу столичного (московского) дворянства, вели светский, по большому счёту лишь формально религиозный образ жизни. Мать своего старшего сына не любила, отдавая всю свою материнскую нежность младшему сыну Льву, Лёвушке. (Благородство души Александра она оценила лишь на смертном одре, когда он так трогательно заботился о ней, больной.) Царскосельский лицей был весьма либеральным космополитически ориентированным учебным заведением, причём ему уделяли большое внимание и император Александр, склонный к равноправному сосуществованию разных христианских конфессий, и немка-императрица Елизавета, начинавшая приобщаться к пониманию России и её культуры. Вероятно, по праздникам лицеисты организованно посещали храм. Но в программе их обучения знакомство с сонмом богов, богинь, нимф, героев Древней Греции и Древнего Рима занимало столь важное место, что эти персонажи становились как бы соучастниками жизни Пушкина и его лицейских товарищей, о чём можно судить по ранним стихотворениям поэта.
После окончания лицея Пушкин участвует в работе литературных кружков «Арзамас» и «Зелёная лампа», пишет вольнолюбивые стихи и эпиграммы на Аракчеева и других высокопоставленных лиц, достаётся от него даже и царю.
Выход в свет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» стал событием в литературе.
Отношения между Пушкиным и императором никак не складываются, Пушкин считал, что политика Александра носит антирусский характер, ибо интересы России приносились в жертву химере Священного Союза (отмена ввозных таможенных пошлин губительно сказывается на русской промышленности и т.п.).
«Ура! в Россию скачет
Кочующий деспо́т.
Спаситель горько плачет,
За ним и весь народ…
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский
Я сшил себе мундир», -
иронизировал Пушкин. Он был убеждён, что выражает общенародное мнение:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа».
Царь решил отправить Пушкина в ссылку в Сибирь или в Соловецкий монастырь, потому, что вольнолюбивые и антиправительственные стихи поэта с выпадами против самого царя наводнили всю Россию.
Но благодаря ходатайствам влиятельных друзей Пушкина дело ограничилось ссылкой в Кишинёв. По дороге к месту ссылки Пушкин искупался в Днепре, простудился и заболел воспалением лёгких.
Пушкин воспринимал ссылку в Бессарабию (как впоследствии и в Михайловское), отрыв от центров литературной жизни, как катастрофу. Но судьба распорядилась так, что каждая ссылка оборачивалась для него благом.
В Молдавии Пушкин написал первую главу давно задуманного им романа в стихах «Евгений Онегин». Не имея возможности по цензурным соображениям написать, что находится в ссылке, он прибёг к некой уловке. Рассказав, что Онегин «родился на брегах Невы», он продолжил:
«Там некогда гулял и я,
Но вреден север для меня».
И делает к этим строкам невинное подстрочное примечание: «Писано в Бессарабии».
Своё мнение о царе Пушкин не изменил и охарактеризовал его кратко:
«В лице и в жизни Арлекин».
А на смерть царя откликнулся двустишием:
«Всю жизнь свою провёл в дороге,
Простыл, и умер в Таганроге».
Но Пушкин был великодушен и, хотя он по-прежнему относился к императору Александру отрицательно, однако в послании друзьям-лицеистам написал:
«Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей».
Так сказать, не помня зла, за благо воздадим.
Большим счастьем для Пушкина была встреча с семьёй прославленного героя Бородинской битвы генерала Раевского, путешествовавшей по России. Раевский застал Пушкина больным, лежащим в бреду. По просьбе генерала начальство разрешило поэту для поправления здоровья присоединиться к путешественникам. Они посетили наиболее примечательные места Крыма и Кавказа. Не будь ссылки в Молдавию (и, конечно, счастливой встречи с семьёй генерала), когда бы Пушкину довелось побывать в этих экзотических местах? А именно там полученные впечатления послужили ему основой для создания ряда произведений, нашедших широкий круг читателей.
Затем Пушкина перевели в Одессу, под начало генерал-губернатора графа М. С. Воронцова. Отношения между Пушкиным и Воронцовым не сложились.
Тут я должен ненадолго вернуться к полемике с М. Веллером, который называет Пушкина неблагодарным, поскольку поэт не только писал злые эпиграммы на своего «благодетеля», но и вступил в преступную связь с его супругой, и у графини родился от него ребёнок (который, правда, скоро умер). М. Веллер словно присутствовал на их свиданиях. Но ведь Пушкин, надо думать, не был насильником и не пробирался в спальню графини тайно ото всех, в том числе и от самой Воронцовой. Если там и была преступная связь, то это связь двух - мужчины и женщины, и кто там был инициатором любовных отношений, знают только эти двое. Воронцова была замужняя женщина, а Пушкин был холостой молодой человек. А то, что многие светские женщины, будучи замужем, имели любовников, не было секретом. Таковы были нравы, и не Пушкин в этом виноват.
Ссылку из Одессы в родовое имение Михайловское, в глухую псковскую деревню, оторванную от всех культурных центров, опять Пушкин воспринял как жизненную катастрофу. Но именно этот период оказался для него весьма плодотворным. Здесь, в неспешных беседах с няней Ариной Родионовной, в поездках на ярмарки, посещениях Святогорского монастыря Пушкин по-настоящему погружался в глубины народной жизни, постигал русский дух именно там, где Русью пахнет. В Михайловском Пушкин написал драму «Борис Годунов» и много стихотворений. И если для удовлетворения требований его африканского темперамента служили дворовые девушки, что также осудил М. Веллер, но вскоре Пушкин нашёл и место, где он мог общаться с культурными дворянами и образованными дамами, - имение Осиповой Тригорское. И там же он, на своё несчастье, встретился со своей знакомой с Анной Керн. Эта дама, обнаружив в принесённой им с собою книге знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», без всякого основания решила, что оно посвящено именно ей, а с её слов так стали считать и в обществе. Пушкин не мог открыто назвать настоящего адресата, ибо им была единственная любимая им женщина, занимавшая высокое положение в свете.
По мере взросления Пушкин освобождался от своего «проклятого воспитания», от прозападных настроений и всё глубже постигал Россию, русский национальный характер.
Конец заточению Пушкина в Михайловском положил внезапный вызов в Москву. После беседы с новым императором Николаем Пушкин был реабилитирован и его приглашали на все светские развлечения. Он был огорчён известием о смерти его любимой женщины, которая, возвращаясь из дальней поездки, скончалась, не доехав до столицы.
В Москве Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой, которая через несколько лет стала его женой. Но свадьбе предшествовала знаменитая Болдинская осень, куда Пушкин, отрезанный от Москвы карантином в связи с эпидемией холеры, много и плодотворно работал. Здесь им был закончен «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» и ряд других произведений. По возвращении в Москву Пушкин женился, и молодые уехали в Петербург, где царь пожелал, чтобы Наталья Николаевна блистала на балах, для чего Пушкин был включён в штат придворных. Ему был открыт доступ в архивы, чем он воспользовался, написав «Историю Петра», «Историю Пугачёва» (царь исправил на «Историю Пугачёвского бунта»), поэму «Медный всадник» и ряд других произведений, в том числе последний свой шедевр - повесть «Капитанская дочка».
Вокруг него и его жены в светском обществе плелось множество интриг, которые неизбежно должны были закончиться его гибелью. Он пытался вырваться из этой кабалы и уехать в деревню, даже подал царю прошение об отставке. Но капкан был закрыт прочно. Возвращаясь к главной теме данного раздела, могу отметить, что именно Пушкин наиболее глубоко рассмотрел проблему современного ему человека и выразил её суть афористически и в прекрасной художественной форме в «Евгении Онегине».
Если верить Пушкину, Онегин особо ценил книги, в которых
«Современный человек
Изображён довольно верно:
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом».
О безнравственности людей писателями исписаны тома, но только Пушкин отметил все отличительные черты этого человека. Безнравственную душу, непомерную мечтательность, когда мечтатель думает об освоении планет в других галактиках и не замечающий того, что у него под носом уничтожаются главные условия жизни на его родной планете Земля. И никто, пожалуй, не заметил такой особенности человек, как озлобленный ум, а ведь в самом деле все те безобразия, которые творит человек в отведенном ему уголке Вселенной, можно совершать только при озлобленном состоянии ума. Но всё, что предпринимается озлобленным умом, в конечном счете оказывается пустым действием. Вот это классическая форма сущности современного человека, которую никто более не сумел осознать. Речь идёт не о каком-то чудовище, а о современном человеке вообще. Каждому из нас в той или иной мере присущи эти, отмеченные Пушкиным недостатки, безнравственный чиновник-казнокрад, взяточник-таможенник, браконьер и т.д. Но безнравственен человек, не совершающий подобных преступлений, но проявляющий бессердечие в обращении с окружающими, думающий, чтобы ему было хорошо, а главное - не ощущающий себя сохозяином Земного шара, данного нам в пользование и для труда по его улучшению, короче говоря, как выразился писатель Василий Галин , ничего не делающий для выживания человечества.
Вот вам и разгадка всего безумного поведения людей.
Человек с безнравственной душой и озлобленным умом только на то и способен - развязать новую, на этот раз самоубийственную ядерную мировую войну и сделать Землю, отравляя всё новые территории суши и Мировой океан, окончательно непригодной для проживания людей и вообще живых существ.
А ведь роман и был задуман (как и впоследствии «Герой нашего времени» Лермонтова) как анализ духовного мира современного поэту человека.
Пушкин выступил здесь как беспристрастный наблюдатель человеческой природы и как пророк, но вовсе не как учитель, укоряющий других в присущих им страшных недостатках (безнравственности души, эгоизме, бессердечии, озлобленности ума, безмерной склонности к мечтательности и пр.). Нет, он жил там же, где и его современники,
«В сём омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья».
Но время от времени у него прорывалось истинное понимание сути своих «милых друзей»:
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей».
Пушкин мог спокойно писать о современном человеке с его безнравственной душой и озлобленным умом, сознавая, что такой человек добром не кончит. Поэт беспристрастно описывал такую человеческую личность, потому что у него был прочный идейный и моральный фундамент.
Пушкин и православие
Как мы видели, в детстве и юности был, как и большинство дворян, лишь формально православным христианином. Более того, из Одессы Пушкин пишет друзьям, что берёт у иностранца «уроки чистого афеизма». Прочитанное цензором, это письмо могло бы привести к большим неприятностям для поэта, особенно при вступлении на престол Николая, при котором атеизм, мягко говоря, не поощрялся. Кроме того, Пушкин был обвинён в сочинении кощунственных стихов о Деве Марии, причём этим делом занимался сам император Николай.
Но постепенно Пушкин начинал проникать в суть христианства (хотя религиозность ещё долго сочеталась у него с суевериями). Вот тому свидетельство из относительно раннего его произведения:
«Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства».
Пушкин пережил несколько тяжёлых духовных кризисов, свидетельством которых служат его стихотворения, например, «Бесы», «Предчувствие» и особенно «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана…»; вот его последняя строфа:
«Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум».
И тут он получил неожиданную духовную помощь от митрополита Московского Филарета (Дроздова), уже в наше время причисленного к лику святых. Пушкин очень уважал этого святителя, любил его проповеди, порой слушал их со слезами на глазах от переполнявших его чувств раскаяния и умиления. Митрополит даже вступил в некое поэтическое состязание с Пушкиным, ответив ему стихотворением, которое начиналось словами:
«Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана…»
(Кому интересно, могут его прочитать, оно есть в Интернете.)
Растроганный Пушкин ответил святителю новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки…», в последней строфе которого гениально выразил чувство, охватившее его по прочтении стихотворения митрополита:
«Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт».
Незадолго до своей гибели Пушкин написал рецензию на книгу Сильвио Пеллико «Об обязанностях человека», начинавшуюся восторженным гимном Евангелию, этой «пословице народов». Пушкин переложил в стихотворной форме христианскую великопостную молитву «Отцы пустынники и девы непорочны…» Немало было у него и покаянных стихов, смысл которых можно выразить одной строкой: «И с отвращением читая жизнь мою…» Находясь уже на смертном одре, Пушкин, до того горевший желанием убить на дуэли Дантеса, послал к своему убийце сказать, что он прощает его (хотя и мог предполагать, что там над его словами только посмеются). Он полностью оправдал в глазах света свою жену, хотя многие обвиняли её в том, что она своим поведением подала повод для дуэли. Вообще, можно сказать, что именно в последние часы своей жизни Пушкин совершенно переродился. Как и подобает православному христианину, он перед смертью исповедался, искренне покаялся и причастился.
На мой взгляд, творческий путь Пушкина, при всех человеческих слабостях поэта, был сплошным (не единоразовым) подвигом.
Пушкин, хотя временами и огорчался непониманием со стороны читателей, продолжал свой путь, осуществляя своё призвание, которое рассматривал как Божественное («Веленью Божию, о муза, будь послушна…»).
Ну, а теперь о мировоззренческом фундаменте его творчества и его прогнозов на будущее.
Как православный христианин, Пушкин знал, что он умрёт, как умрут и все его современники, никого не спасут ни богатство, ни знатность, но на этом история не закончится. По прошествии какого-то времени вдруг, внезапно, когда никто этого не ожидает, состоится Второе пришествие на Землю Христа и наступит для всех когда-либо живших людей Страшный Суд, где каждый получит по заслугам. Господь отделит овец (праведников) от козлищ (грешников), избранные Господом обретут жизнь вечную в раю, а отвергнутые Им будут обречены на вечные адские муки. Земля и все дела на ней сгорят, а райская жизнь будет протекать под новым небом и на новой земле, потому что прежняя земля и прежнее небо миновались. Надо стараться жить праведно, жить для Бога и для людей, а если по своему человеческому естеству порой и согрешишь, надо избавиться от этого греха покаянием. Такой образ жизни необыкновенно труден, но зато и награда ему - вечная жизнь. Хотя сам Пушкин, если не считать последних дней жизни, когда он по сути находился на смертном одре, не был примерным православным христианином, образцом для подражания.
О разных версиях обстоятельств его гобели не буду распространяться, их множество, и исследует их целая армия профессиональных пушкиноведов, неплохо кормящаяся на этой ниве вот уже 150 лет.
Пушкин - пророк
В ряде стихотворений Пушкина есть строки, свидетельствующие о его пророческом даре. Даже тогда, когда они носят вроде бы шутливый характер, со временем оказывается, что это довольно точный прогноз:
«Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир».
Со времени написания этих строк прошло около 200 лет, а Россия по-прежнему утопает в бездорожье, с мостами дело обстаёт ещё хуже. Кабаки и шинки попадаются на каждом шагу, а трактиров с постоялым двором практически нет, если не считать дорогих гостиниц, доступных лишь лицам с тугими кошельками.
Одно время в печати появилось сообщение, будто в Таганроге (а Пушкин там бывал) обнаружены рукописи Пушкина с большим прогнозом будущего России. Опровержения этого сообщения не было, но и подтверждения такой сенсации не последовало.
Предчувствуя скорый конец, Пушкин 21 августа 1836 года написал своё знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», которое превзошло по изяществу стиля, красоте и глубине смысла все подобные сочинения от Горация до наших дней.
Пророческий дар Пушкина проявлялся во многих произведениях поэта, но нигде он не нашёл столь яркого воплощения, как в этом его «Памятнике».
Короткое стихотворение, всего пять строф по четыре строки, а сколько вполне оправдавшихся предвидений будущего!
Да, нерукотворный памятник, созданный Пушкиным этим стихотворением, как и всем своим творчеством, вознёсся выше Александрийского столпа. К столпу идут праздные туристы, которым экскурсоводы рассказывают, откуда взялся такой громадный цельный кусок мрамора, как его доставили в Петербург и как он держится на фундаменте исключительно силой собственной тяжести. Конечно, это чудо архитектуры и скульптуры, точности математического расчёта. А к Пушкину идут любители поэзии и те, кто хотел бы больше узнать о поэте - национальной гордости России. И вознёсся пушкинский Памятник именно главою непокорной потому, что, как мы могли бы убедиться выше, Пушкин не клонил гордой головы ни перед царями, ни «к ногам народного кумира».
И народная тропа к Пушкину не зарастёт, хотя бывают периоды, когда она сужается до едва заметной тропинки. Но затем люди прозревают, и тропинка превращается в торную дорогу, по которой идут миллионы почитателей. И славен будет Пушкин, пока в России будет жив хотя один пиит.
И слух о нём прошёл по всей Руси великой и даже перешагнул и её пределы, хотя до понимания глубины его мысли массами русских людей ещё далеко.
Пушкин действительно любезен народу тем, что чувства добрые он лирой пробуждал, что в его жестокий век восславил он Свободу и милость к падшим призывал. Он, не думал, что может наступить век ещё более жестокий, с двумя мировыми войнами и глобальным загрязнением природы, но в этом он не виноват.
И закончил он свой Памятник изложением своего творческого кредо и одновременно заветом потомкам:
Муза должна быть послушна только велению ожию.
Поэт не должен страшиться обид и требовать венца.
Как любой мудрец он должен равнодушно принимать хвалу и клевету и «не оспоривать глупца».
Дар, который вручил ему Господь, поэт должен нести достойно.
Пушкин не просто высказал пожелание, каким должен быть поэт, но и своей жизнью доказал, что следует своему призванию.
Можно сказать, что
некоторые прогнозы Пушкина не оправдались. Он исмходил из того, что жизнь будет продолжаться, покуда, как сказал другой поэт, «миру стоять Богом суждено»:
«И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять».
А учёный и писатель Василий Галин предсказал, что эта жизнь на планете Земля очень скоро прекратиться из-за того, что человечество, захваченное страстью алчного потребительства, ничего не делает для своего выживания.
Пушкин тоже в этом тоже не виноват, он не мог предвидеть того, что немногие поколения людей, жившие после него (а это всего около 200 лет), так испоганят Землю, как не смогли бы изуродовать её все предшествовавшие поколения за миллион лет их истории.
ЗАКЛЮ
ЧЕНИЕ
За свою дореволюционную историю русский народ (великороссы) имел только три периода, когда он мог свободно развивать свою культуру под покровом собственной, соответствующей его духу власти:
Первый период.
Время расцвета древнего великорусского государства сначала в пределах Владимиро- Суздальского великого княжества, а после взятия войсками Андрея Боголюбского Киева в 1169 году - на большей части бывшей Киевской Руси. После смерти Андрея, а затем и его сводного брата Всеволода Большое Гнездо вскоре Русь попала под монголо-татарское иго, продолжавшееся до «стояния на Угре» (1480 год), то есть почти 260 лет.
Второй период.
Время от конца татарского ига до смерти царя Фёдора Иоанновича (1598 год). При его преемнике Борисе Годунове, царствовавшем 6 лет, на Руси началась Смута, продолжавшаяся формально до избрания нового царя в 1613 году (фактически много дольше). Во время Смуты поляки захватили Москву и ряд других городов Руси и, пользуясь тем, что на русском троне сидел их ставленник Лжедмитрий, творили бесчинства на нашей земле. Ещё больше зверствовали состоявшие на службе у Польши запорожские казаки (черкасы), представлявшие собой тогда сброд принципиально не занимавшейся производительным трудом черни, жившей исключительно грабежом, разбоем и мародёрством. Именно они навязали Земскому собору избрание на царский трон боярина Михаила Романова, сотрудничавшего с поляками и находившегося в плену польской культуры. Последовавшие за ним цари Романовы до Анны Иоанновны были пленниками той же культуры. Это было время польской духовной оккупации России, в которой приняли деятельное участие украинцы, преимущественно выпускники Киево-Могилянской духовной академии и воспитанники иезуитов. Первоначально казаки и украинские «просветители» выступали как пособники поляков, а потом стали играть самостоятельную важную роль в системе российской власти. Украинцы, воспринявшие совет Богдана Хмельницкого «присосаться» к России и питаться её соками, весьма преуспели на этом поприще. Заняв при первых царях династии Романовых прочные позиции в системе российской власти, они не уступали их и впоследствии. Неграмотные хохлы, пастухи и казацкие старшины стали российскими графами и светлейшими князьями, и многие из мелкоты получали российское дворянство. Уже при первых Романовых было положено начало «преклонению перед иностранщиной», продолжавшейся до конца существования Российской империи, хотя объекты преклонения со временем менялись. Последствия идеологических диверсий украинских «просветителей» - раскола Русской Православной Церкви и создания лживой истории Росси и Украины - не преодолены до сих пор. При Петре Великом украинцы заняли ведущие позиции в руководстве Русской Православной Церкви, хотя их вера содержала еретические элементы, а сами они стали носителями схоластики и в духовном образовании, и в организации приходской жизни. С призванием на царство в России Анны Иоанновны к польско-украинской духовной оккупации добавилась и германская. Фактическим правителем России стал фаворит императрицы Бирон, стремившийся лишь к личному обогащению и к насаждению в России немецких порядков, начиная с утверждения в русской армии палочной дисциплины.
Третий период.
При последней русской императрице Елизавете Петровне русские получили 20-летнюю передышку от немецкого засилья, но украинское влияние достигло пика.
А после Елизаветы Петровны возобновилось господство немцев в России, которое также продолжалось до конца существования Российской империи. При Екатерине Великой оно сочеталось с французской духовной оккупацией, особенно усилившейся при Александре I после зарубежного похода русских войск - победителей Наполеона. Таким образом, Россия, оказалась в положении «побеждённой победительницы». А при Александре II в России были широко открыты двери иностранному капиталу, вследствие чего наша страна перед Первой мировой войной уже была фактически колонией Запада. Такое жалкое положение России, ставшей, при несметных своих природных богатствах и одним из самых одарённых народов, кормушкой для оборотистых дельцов разных иностранных государств, вызывало там вполне объяснимые насмешки и презрительное отношение к русским людям, отстававшим по жизненному уровню от западноевропейцев и американцев. А позже это стало порождать и требования геополитического характера: интернационализации природных богатств России, то есть на деле передаче их ведущим странам Запада. Дескать, не мог бы Бог дать эти сокровища в собственность одой нации, которая ведёт себя как собака на сене: сама не ест и другим не даёт. А само это жалкое положение России было следствием слабости национального самосознания русских и отсутствия у них национального достоинства, поэтому они оставались пленниками чужих культур и чужого, иностранного капитала. Цари-императоры действовали в интересах не России, а династии, их роднёй были многие европейские государи; русская интеллигенция была заражена «низкопоклонством перед иностранщиной»; а крестьяне, составлявшие большинство населения, пахали землю сохой так же, как и при Владимире Красное Солнышко. Народ жил отдельной от «верхов» жизнью, выполнял положенные повинности, работая на казну и барина, лишь иногда, когда алчность «верхов» превосходила допустимые пределы, взрывался бунтами.
Отдельные образованные русские работали над повышением русского национального самосознания. Ломоносов, например, написал уже упоминавшееся сочинение о размножении и сохранении русского народа. Кроме того, он воевал с засильем немцев в Академии наук и с мракобесами из духовенства, из-за чего едва не кончил жизнь на эшафоте или на костре. Державин написал работу о том, кого по праву можно назвать государственным деятелем. Но всё это делалось попутно с их основными занятиями и представлялось в форме записок к верховной власти, которой они были не интересны.
Эту спасительную для России и русского народа работу выполнил, учитывая и опыт предшественников, Пушкин. В его творениях были показаны и роль, и место России в современном ему мире, который российская элита в основном отождествляла с Европой. Пушкин же неизменно подчёркивал чуждость Европы России. Вот смысл некоторых его высказываний на этот счёт: поймите, мы никогда не имели ничего общего с Европой; феодализма по-европейски у нас не было; князья не строили неприступных рыцарских замков, а жили во дворцах вблизи селитебной части городов; истекая кровью, Русь защитила Западную Европу от массивного вторжения монголов (а восток охраняла от агрессивных поползновений Запада); Россия въехала в Европу, как спущенный со стапелей корабль при стуке топора и громе пушек; Европа по отношению к России всегда была столь же невежественна, сколь и неблагодарна и т. п. Пушкин успел оценить и молодую американскую демократию (которую многие считали идеалом государственного устройства) «во всём её отвратительном цинизме и показать ущербность американского образа жизни, направленного на достижение высокого уровня жизни (не для всех) и комфорта. Россия - не Европа и не Азия (и тем более не Америка). У России особая судьба и особое предназначение в мире. Пушкин привёл образцы и нормы достойной жизни русского человека. Его поведение перед лицом властей и народных кумиров было образцом достоинства. Он мог похвалить Николая I, который не побоялся приехать в Москву в разгар бушевавшей там холеры, или подвигнуть его к милосердию в отношении ссыльных декабристов. Но он никогда не опускался до лести властям, и часто не соглашался с царём - цензором его произведений.
Пушкин создал и современный русский литературный язык. Русский язык и в Средние века вызывал восхищение у таких высоко образованных европейцев, как император Священной Римской империи германской нации Карл V. Но за прошедшие столетия он слабо развивался, зато сильно засорялся неоправданными и чрезмерными заимствованиями из польского, немецкого, голландского, английского и французского языков, так что «сверх образованный» русский дворянин мог написать «по-русски»: «Моя аманта сделала мне инфиделите». Пушкин, сохранив красоту и стройность русского языка, избавил его от архаизмов и излишних заимствований. При этом Пушкин не писал трактатов и учебников (если не считать критику оппонентов, безуспешно пытавшихся поймать его на недостаточном знании русского языка), а создал в художественной форме стихотворные и прозаические тексты, которые являются классическими и не только стали образцами для последующих великих русских писателей, но и остаются классическими и в наши дни.
Путь к обретению полноценного русского национального самосознания, указанный Пушкиным, не был понят его современниками. Реакционные силы в российском правящем слое, украинцы и другие чужеземцы в системе российской власти сделали всё, чтобы воспрепятствовать проникновению идей Пушкина в прослойку образованных русских людей. Теперь эти силы использовали ошибку талантливого, но бесшабашного литературного критика Белинского, который заявил, что Пушкин «исписался», и главенство в русской литературе переходит к украинцу Гоголю, но Гоголь был не русским, а русскоязычным украинским писателем, хотя и гением мировой литературы. Гоголь всегда с первых же произведений был враждебен к «москалям», к России и русской жизни, хотя вынужден был эти свои чувства маскировать, поскольку карьеру делал в России. Чтобы прослыть русским патриотом, он в «Тарасе Бульбе» выдал бунт украинских крестьян против поляков, поддержанный казаками, за страницу исторической борьбе русского народа, хотя во времена Бульбы русские не интересовались польской окраиной - Украиной, а казаки ничего не знали о России. В «Мёртвых душах» Гоголь представил Россию сборищем уродов, недоумков и казнокрадов, а финал первого тома с «птицей-тройкой» был поклёпом на Россию во главе с коллективным Чичиковым. Вместо учебника жизни, у Гоголя получился гениальный плутовской роман о похождении авантюриста Чичикова, этого бессмертного Остапа Бендера, который заглянул в XIX век, ужаснулся нарисованной Гоголем картиной и сбежал обратно в XX. Ничего этого русские простофили не заметили, а интеллигенция провозгласила Гоголя пророком. Провозглашение Гоголя интеллигенцией главой русской литературы закрепило итоги польско-украинской оккупации. И в истории России он сыграл зловещую роль. Но по мере просвещения широких народных масс, пик которого пришёлся на советский период нашей истории, понимание первостепенного значения Пушкина для России становилось всенародным. С победой контрреволюционных сил в 1991 году и распадом СССР, это понимание утрачивается по мере деградации русского народа. Но это явление временное, эпоха рыночного помешательства в России подходит к концу. А восстановление позиций России, как независимой мировой державы, немыслимы без возрождения русского национального самосознания в тех формах, которые предвидел Пушкин.
В позапрошлом веке была высказана очень верная и точная формула, определяющая роль Пушкина в русской жизни: «Пушкин - это наше всё». А в прошлом столетии, кажется, Андрей Платонов сказал, что Пушкин был послан России в трудное для неё время для того, чтобы осветить светом своего гения все закоулки русской жизни и помочь нашему народу найти выход из темноты к достойному будущему. И сегодня можно с полным правом сказать: «Пушкин и ныне наше всё» или Пушкин и в наши дни «Живее всех живых».
Так что век понимания исключительной для нас роли Пушкина для жизни России впереди.
Вечная тебе память, незабвенный Александр Сергеевич!
Всего в работе 6 глав
Чтобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже
Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
Кол-во показов страницы 36 раз(а)
Персональные счетчик(и) автора
![]() | OZON.ru - Книги | Цель номер один. План оккупации России | Михаил Антонов | Проект "АнтиРоссия" | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-4320-0005-7 |
![]() | OZON.ru - Книги | Договориться с народом | Михаил Антонов | Национальный бестселлер | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-4438-0105-6 |
2018-03-10
Sigrompism