—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. √Ћј¬ј 6. ƒ’…јЌј-…ќ√ј. —“»’.17-23.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ. √Ћј¬ј 6. ƒ’…јЌј-…ќ√ј. —“»’.17-23.

17.–егулируема€ еда восстанавливает силы того, кто своими усили€ми вовлечен в работу. “акой человек, регулиру€ сон и бодрствование и занима€сь практикой йоги, достигает уменьшение страданий.

 ќћћ≈Ќ“ј–»….

Ётот стих Ц —лово Ѕога дл€ чрезмерно усердных и старательных йогов, ибо почему-то многие, начинающие духовный путь, склонны начинать практику йоги с непомерных аскез, довод€ тело до измождени€. ќчень часто таким путем идут те, кто желает быстрых успехов или перед Ѕогом, или, и чаще всего, ради мистических результатов, а также ист€зают свое тело ради славы и почестей. —тих говорит о простых вещах, известных также и разумному материальному человеку. ќднако, не каждый йог на это смотрит и тем делает свой непростой путь к Ѕогу неоправданно сложней, добавл€€ в него лишние страдани€ на уровне тела и тем меша€ св€зующему процессу. ћногие начинающие йоги, вид€ примеры в этом направлении других йогов, следуют им, в большой степени ограничива€ себ€ относительно еды и сна, тем умал€€ свои силы дл€ преданного служени€ и благотворительности, а также игнориру€ —лово Ѕога в ¬едах. ѕоэтому, следует прин€ть дл€ себ€ это указание Ѕога и начинающему йогу, и йогу, достигшему результат, без колебаний, зна€, что чрезмерна€ аскеза не только мешает св€зующему процессу, но и считаетс€ в гуне невежества или страсти, а отсюда и соответствующие плоды. ќднако, если йог, несмотр€ ни на что, все же желает так идти, с такого избиени€ тела и принудительного обуздани€ чувств резкими и непомерными ограничени€ми, которые бы ни каждый смог вынести, то Ѕог, зна€ его эту склонность, как особенность его качеств, даст ему желание так идти, а также достигнуть назначенное Ѕогом, ибо путь к Ѕогу дл€ каждого строго индивидуален. » так тоже будет достигнуто, преодолено, ограничено, проконтролируемо, но этот путь не будет продолжительным, поскольку, преодолева€ большие физические страдани€ на уровне тела, йог неосознанно выдел€ет себ€ среди других, утвержда€ свое эго. ƒостига€ одно не лучшими средствами, человек мешает развитию другого, закрыва€ напрочь врата к пути более духовному и более полезному, а также про€вл€ет несмирение. “акже может стать вопрос о здоровье так идущего, а за ним вопрос о жизни и смерти, что неразумно. ј потому Ѕог или заберет желание так идти, или все закончитс€ оставлением тела, чтобы в следующей жизни человек выбрал путь к Ѕогу разумный, следу€ указанию Ѕога в данном стихе.

ѕерва€ строка стиха, пон€тна и имеет отношение к материальным люд€м и к йогам. ƒействительно, умеренна€ еда всегда помогает восстановлению сил любого человека, в какой бы де€тельности он ни был зан€т. ≈да- это своеобразна€ форма энергии от Ѕога дл€ живых существ, котора€ предназначена поддерживать материальное тело, обновл€ет организм, способствует работе внутренних органов, мышц, сосудов, обуславливает жизненные силы на уровне тела, позвол€ющие управл€ть телом. ƒаже если работа человека не св€зана с посто€нными физическими действи€ми и нагрузками, он посто€нно вт€нут в движение, в исполнение тех или иных действий, той или иной работы, что непременно влечет за собой нагрузки на организм в целом, усталость тела, изнашивание его, как изнашиваетс€ и стареет материальна€ вещь. ѕоэтому еда, вода, воздух Ц материальные энергии Ѕога дл€ живого существа, заключенного в материальное тело, первоочередные и незаменимые, как и должны быть разумно потребл€емыми всегда, ибо они обуславливают жизнеде€тельность тела и заключенного в нем живого существа, принуждающегос€ через тело вести материальное существование и так развиватьс€. — этим спорить никто не будет. Ќо стих обращен не к материальным люд€м, поскольку у них нет причины чрезмерно себ€ ограничивать, ну, разве что добровольные неслабые аскезы могут быть св€заны с временными материальными затруднени€ми или материальными цел€ми (скажем, похудеть), чему, конечно же, способствует Ѕог, готов€ их и к ограничени€м ради Ѕога на будущее. —тих более обращен к йогу, указыва€, что он должен не только, как разумный материалист и с той же целью правильно питатьс€ с целью поддержани€ тела дл€ труда, поскольку склонен к ограничени€м в еде, но и об€зан, занима€сь практикой йоги, регулировать сон и бодрствование (если хочет назвать себ€ йогом), т.е. и здесь ограничивать себ€ в разумных рамках. ≈сли йог следует указанным путем, то Ѕог утверждает, что он достигает уменьшение страданий. Ќа это следует обратить внимание. ћало кто задумываетс€ о том, что йог на самом деле претерпевает немало

страданий, поскольку путь йога добровольный и все в этом пути видитс€, как желание йога.  акие же страдани€ все же испытывает йог?

…ог не бесчувственна€ личность и только учитс€ управл€ть своими чувствами. Ќа пути к Ѕогу он непременно встречает немало преград, начина€ с родственников, близких, так называемых доброжелателей, со стороны других людей. ѕереход на отказ, ограничени€ иногда бывает столь резким и неожиданным, что шокирует других, тер€ющих в йоге большую материальную поддержку и вынужденных теперь рассчитывать более на себ€. ћен€етс€ поведение человека, его общение, оде€ние. Ќачинаетс€ открытое материальное неуважение, оскорблени€, советы и наставлени€ куда более слабых и пристрастных. Ќа йога выплескиваютс€ страдани€ самых разных уровней. Ќа него начинают смотреть, как на безумца, зан€того бессмысленным делом. ќн познает на себе гнев близких, его могут избить, публично оскорбл€ть, изгон€ть, унижать, упрекать и пр.. Ќа сомом деле все это испытани€, ниспосылаемые —амим Ѕогом и йог, идущий через совершенные духовные знани€, это должен понимать и претерпевать ради Ѕога и преданного служени€. ќднако, страданий это не умал€ет извне, но постепенно мен€етс€ отношение к ним изнутри, что и придает силы, и так зарабатываетс€ тот мир, о котором говор€т так легко, име€ ввиду достигшего успехов йога. Ќо в начале пути йог трудитс€ именно учась преодолевать страдани€, не слабыми и повседневными усили€ми изнутри зарабатыва€ в себе те качества, которые одни обуслов€т состо€ние поко€ и полного внутреннего удовлетворени€, как и духовного счасть€ от единени€ со ¬севышним.  ак и вс€кий человек, он может иметь детей, супруга и не всегда в состо€нии выполн€ть их просьбы, капризы, требовани€, в результате чего следуют упреки, насмешки, осуждени€. Ќепон€тна другим и неприхотливость йога ќн может одну и ту же одежду носить и зимой и летом, отказыватьс€ от своих дней рождений, праздников, от всего, что предлагает технический прогресс, если это напр€мую не может помогать преданному служению, пренебрега€ условност€ми материального мира. » не всегда близкие его понимают, не всегда раздел€ют. ќн ест скудно, ест не много, не празднует семейные торжества и государственные праздники, не ходит в гости, немногословен, не читает материальную литературу, не интересуетс€ прессой, не ходит в театры... Ќе каждому объ€снишь и не расскажешь, что ты так идешь во »м€ Ѕога, что ты так служишь Ѕогу, что так претерпеваешь, так отрекаешьс€ от материального ради своего духовного развити€. …ог не самом деле человек св€той, учитс€ быть таковым. Ќо кто знает св€того, как человека успешного, сытого, всеми почитаемого при жизни? —траданий и потр€сений у йога достаточно, тем более, когда в обществе в целом нет определенного понимани€ на этот счет. —траданий и потр€сений у йога достаточно. ≈го просто назовут нищим, бездомным, глупым, туне€дцем, не приглас€т в дом, не предложат едыЕ

ѕоэтому в эту югу йогам лучше заниматьс€ карма-йогой и рассчитывать на свои усили€ дл€ поддержани€ тела и своих близких. Ќо и здесь надо сказать, что путь каждого индивидуален, и каждый ведом Ѕогом. ѕоэтому, в многочисленных страдани€х на пути к умиротворению, служа Ѕогу, вид€ в этом единственную цель, йог должен беречь себ€ в своем нелегком пути, ибо, даже име€ мир в себе, он претерпевает и молит Ѕога о милости и помощи. ѕоэтому необходимо, чтобы еда была, была умеренной и не очень скудной, чтобы умеренным был сон, чтобы ко всем страдани€м не добавл€лись страдани€ физические, чтоб не было состо€ни€ невыносимого, влекущего слабость и нежелание идти так далее, чтобы не произошло отхода от преданного служени€ и практики йоги, но можно было с Ѕќ√ќћ все претерпевать и до конца.

18. огда умственна€ де€тельность контролируетс€, человек непременно сосредотачиваетс€ в себе. ≈сли он также не устремлен ко вс€кого рода удовлетворению чувств, тогда говор€т о нем, что он вовлечен в практику йоги.

 ќћћ≈Ќ“ј–»….

—уществует немало характеристик и определений йога, но данный стих дает ему лучшее определение с точки зрени€ внутренних процессов в йоге, незримых дл€ других, абсолютно определ€ющих его, как йога, как того, кто зан€т йогой, кто действительно может считать себ€ вовлеченным в процесс соединени€ с Ѕогом. Ќо в основе этих качеств йога лежит согласно стиху умение человека контролировать посто€нно свою умственную де€тельность, котора€ в свою очередь направл€ет йога на решение всех вопросов, св€занных с практикой йоги. Ќо если человек неотступно зан€т контролем своего ума, то из этого следует, что он посто€нно погружен в себ€, непрерывно находитс€ через ум на св€зи с Ѕогом, получает от Ѕога в себе посто€нные наставлени€ и снова контролирует свой ум, согласно этим наставлени€м. » если весь этот процесс в итоге про€вл€етс€ в ограничени€х, в неприв€занности, в конкретном про€влении состо€ни€ отрешенности, т.е. в неустремлении удовлетвор€ть свои чувства внешними объектами, то в этом случае о таком человеке можно абсолютно точно сказать, что он зан€т практикой йоги. — этой позиции любой человек может оценить себ€ и свои духовные усили€ и пон€ть в какой мере он йог и зан€т преданным служением.

ƒисциплинированность ума - достаточно высока€ ступень человека. ќна

может в немалой степени про€вл€тьс€ и у материального человека, но в то одном, то в другом, не абсолютно. ћатериальный человек может быть

достаточно аккуратен, чистоплотен, серьезен, строг, последователен, пунктуален... ¬се это говорит о дисциплине ума, о самоконтроле. Ќо нерелигиозность никогда не сможет сделать ум небеспокойным, точно знающим меру, всегда и относительно всего терпеливым, не осуждающим и не ст€жающим, удерживающим чувства и желани€, ибо нет в основе духовной сущности “ого, ради  ого, т.е. нет религиозного направлени€ ума, но есть она сама и ее материальные цели, делающие ум относительно дисциплинированным, а потому неустойчивым, временно про€вленным качеством, которому непременно следует укрепитьс€ через религию и религиозные цели.

—делать ум действительно дисциплинированным йогу удаетс€ далеко не сразу. Ёто долгий труд над собой, это посто€нна€ и непрерывна€ практика йоги, направленна€ на ограничени€, это аскезы, это путь преданного служени€. ¬се это вместе вз€тое и на основании совершенных духовных знаний и ведомое совершенными духовными знани€ми делает свою работу изо дн€ в день, через св€зующий процесс. Ќикакой отдельный один духовный процесс не принесет йогу успех. ¬ основе же должно быть физическое состо€ние йога, а потому йог должен идти через умеренный аскетизм, посто€нно контролиру€ себ€ через ум и приуча€ свой ум к строгому соблюдению всего, что предписывает Ѕог относительно еды и сна. “олько в этом случае ум становитс€ духовно-правильным, сдержанным, напоминающим и благопри€тно вли€ющим на результат. ”м становитс€ —амим —ловом Ѕога, ведущим строго и без ошибок. ”м подскажет, что надо есть, когда, в какой мере, от чего воздержатьс€, когда отдыхать, когда приступать к практике йоги, также в повседневной жизни обратит внимание на главное, отведет от второстепенного, подскажет что сказать, и в чем смолчать, что благопри€тно и что неблагопри€тно, проконтролирует желани€, примет или отвергнет, увидит лишнее или то, что не в меру, или то, что есть искушение, укажет причину, укажет на следствие, усомнит, заставит искать истину, станет тверд, станет неизменен, не пропустит осуждающую мысль, завидующую, жестокую, не во благо другому, укажет сроки, пределы, возможности. ƒисциплинированный ум - это ум развитый, устойчивый, благопри€тный преданному служению, угодный Ѕогу, неозабоченный материальным. ќ йоге, достигшем такой ум, можно сказать как о достигшем успех в практике йоги, что выражаетс€ в основном в приближении качеств йога, к качествам ¬ерховной Ћичности Ѕога. “акой йог с помощью высокоорганизованного ума непременно достигает полного контрол€ над чувствами и независим от объектов внешнего материального мира, т.е. находитс€ в отрешенном состо€нии, что дает ему возможность полностью сконцентрироватьс€ на ¬ерховном Ѕрахмане, о чем сказано в следующем стихе.

19.ѕодобно тому, как лампа не мерцает в безветренном месте, так йог, чей ум контролируетс€, всегда сосредоточен практикой йоги на своей духовной сущности.

 ќћћ≈Ќ“ј–»….

—ледует сразу сказать, что под сосредоточением на своей духовной сущности имеетс€ ввиду не обращение йога к своему непосредственному Ђ€ї, дабы ощутить его и осознать отдельно от материального мира, чем некоторые йоги и занимаютс€, скажем, раджа-йога, а путь осознани€ себ€ в св€зи с Ѕогом в себе, как и сосредоточение на ¬ерховной Ѕожественной Ћичности в себе, ¬ерховном Ѕрахмане,  оторого также называют ¬ысшей ƒушой, ѕарам јтмой.

¬ этом, стихе дл€ более точного понимани€ Ѕог использует сравнение, а в этом сравнении строгую причинно-следственную св€зь, котора€ имеет место в материальном мире всегда. “.е. каждый человек из материального опыта хорошо и однозначно знает, что свеча в безветренном месте горит ровно, не мерцает. «десь безветренность - причина, а ровное горение свечи есть следствие дл€ уже гор€щей свечи, и с этим не трудно согласитьс€... Ёто очевидно. Ќо есть вещи не очевидные, им следует верить, полага€сь на јвторитет √овор€щего. Ѕог ”тверждает, что посто€нный контроль ума (Ђум контролируетс€ї) также есть причина, котора€ влечет за собой единственное следствие - возможность сконцентрироватьс€ внутри себ€, т.е. на Ѕоге в себе. —огласно утверждению стиха, как неоспоримо первое очевидное высказывание, так неоспоримо второе, неочевидное высказывание. ¬торое надо прин€ть также непоколебимо, как первое.

Ётот стих подчеркивает особую важность контрол€ ума дл€ йога как единственного пути, который позвол€ет сосредоточитьс€ в себе на ¬ысшую ƒушу. “.е. данным стихом Ѕог подчеркивает роль контролируемого ума и следствие, как факт, который должен быть прин€т, как совершенное знание, как руководство к практике йоги и путь к успеху. ќ контроле ума Ѕог говорит неоднократно. Ќа это и нацелена в основном практика йоги и особенно вначале (далее это происходит автоматически, как неотъемлемое свойство живого существа). Ќо требуетс€ целый комплекс духовных усилий и мер, помимо контрол€ ума, которые в совокупности и принесут высший успех. ќ них уже много раз упоминалось выше. ќтносительно же контрол€ ума следует еще раз сказать, что ум - это работа Ѕога с человеком, это место св€зи человека с Ѕогом. ѕоэтому и к своему уму, даже очень неуемному, следует относитьс€ с уважением, осторожностью, понима€, что за ним стоит —ам Ѕог. Ќе следует отмахиватьс€, игнорировать, откровенно поносить свой ум или считать его своим врагом (это дл€ детского разума, дл€ начинающих йогов), но входить с Ќим в диалог, отстаива€ свою позицию, объ€сн€€ через него Ѕогу, что и почему дл€ теб€ неприемлемо, без жесткости и непримиримости, но в смирении и внутреннем преклонении, отклон€€ соблазны и искушени€ или уклонени€ в сторону, ћожно мыслью обращатьс€ к Ѕогу в себе, объ€сн€ть свою позицию, свою цель, молитьс€ Ѕогу в себе, просить дать силы, чтобы усто€ть, поскольку любой йог у€звим, и Ѕог знает, кто и в чем у€звим или ущербен, и как искушать и что из этого подн€ть на поверхность, дать обозреть и через что исправить. ѕоэтому контроль угла должен быть осторожен и оптимально разумен, подобен диалогу с Ѕогом. »ногда йог может как бы Ђпромолчатьї на предложени€ ума, с почтением, но не входить с ним в контакт, дава€ пон€ть Ѕогу в нем, что этот вопрос он так не решит, это дл€ него в таком направлении мыслить уже не приемлемо, он от этого уже может и готов отказатьс€ и пр. “акже йог должен понимать, что ум сразу не упросить, не остановить, не обуздать. ќтход от материального мира и его соблазнов и болезнен и долог. ѕоэтому, процесс работы над собой в союзе с Ѕогом и не прост и длителен.   контролю ума непременно подключаютс€ и совершенные знани€, и аскетизм, как было сказано, умеренный, и жертвоприношени€, и преданное служение, и отказ от плодов де€тельности и т.д. » все это изо дн€ Ѕ день и неустанно. » снова, надо очень любить Ѕога в себе (как и в каждом, понима€ ≈го, как полное ÷елое везде, будь то микроскопическое живое существо, Ѕудь то вселенна€), и находить через ум тот диалог с Ѕогом, который бы, отверга€ ненужное, предлагаемое умом, не оскорбл€л Ѕога в себе, ƒающего все мысли, советы, наставлени€, планы, решени€... Ќадо становитьс€ более грамотным в себе, иногда выслушать ум до конца, увидеть иной раз не искушение, а благопри€тное. “акже не следует бо€тьс€ ошибок, которых порою не избежать или не увидеть в следствие своего еще несовершенства, ибо и они путь к прозрению, и Ѕог желает так, через этот путь дать новые знани€. ѕоэтому не следует мысли в себе принижать упрощенно, махом принима€ или отверга€ и так решив, что управилс€ с контролем ума. јрджуне рано еще было именно так все объ€сн€ть (как приводитс€ в данных комментари€х). ќн шел по более упрошенному пути и должен был в своем положении все принимать так, как было сказано, не углубл€€сь, ибо не имел еще духовно гибкого ума, который бы позволил ему в любом случае видеть свой ум, как истинного друга (а не как, иногда, врага). Ќо, обраща€сь со своим умом, как с местом соединени€ с Ѕогом, как про€вление —амого Ѕога, йог может достичь то состо€ние, когда Ѕог позволит увидеть ему утихомиренный или как бы молчащий ум. Ёто состо€ние необходимо, чтобы показать йогу в такой тишине работу Ѕожественных внутренних энергий и дать нужное понимание, изнутри комментирующее эти состо€ни€. “акже утихомиренный ум должен выступать, как заслуга йога, а результат - как поощрение, чтобы так свидетельствовать о присутствии Ѕога в себе через Ѕожественные про€влени€. ѕока йог не уверитс€ в присутствии Ѕога в нем, как Ћичности, реально, он еще не в Ѕоге, он еще чуть-чуть материален и может совершать греховные поступки, пусть и незначительные. Ќо, достигнув утихомиренный ум, познав Ѕога в себе, он как перешагивает черту, раздел€ющую материальный мир и духовный и навсегда и безвозвратно входит в вечность. ѕереполненный радостью от своей извечной св€зи с Ѕогом, от того, что —ам Ѕог через —вои многочисленные энергии вступил с ним в диалог, что происходит только с великими и признанными св€тыми, что Ѕог признал так его достойным, йог испытывает немалое счастье. ѕричем не вс€кий ум может осознать это счастье, насладитьс€ им, войти в него. ќб этом также будет сказано в ст.20-23 этой главы.

20-23. огда в результате исполнени€ практики йоги наступает тот момент, в котором, удерживаемый от вли€ни€ материи ум прекращает свою де€тельность, когда, также, увидев в себе умом ¬ысшую ƒушу, йог становитс€ удовлетворенным, тогда он познает то высшее счастье, которое приемлет только возвысившийс€ над чувствами разум, и никогда больше не находитс€ в состо€нии сомнений (колебаний) относительно ¬ысшей »стины, —амого Ѕога. » тот, кто достиг (материальный успех), и тот, кто выиграл (в материальных играх) не могут считатьс€ выше, чем тот, кто достиг состо€ние без страданий, хот€ он (преданный Ѕога) и сотр€саетс€ трудност€ми. Ќеобходимо знать, что это уничтожение св€зи со страдани€ми называетс€ йогой.

 ќћћ≈Ќ“ј–»….

Ётот стих говорит о том, что же в итоге достигает йог. ¬о-первых, это контроль ума в высокой степени, что про€вл€етс€ в неподвластности ума воздействию материальных объектов и в невозбуждаемости его вплоть до прекращени€ мыслительной де€тельности (что на самом деле относительно). ¬о-вторых, в результате сказанного выше, йог начинает осознавать в себе ¬ысшую ƒушу, т.е. про€вление в себе —амого Ѕога. ¬-третьих, на основании постижени€ в себе Ѕога, йог испытывает в себе ¬ысшее —частье, которое может осознать только его развитый, достаточно подготовленный ум, непременно контролируемый и контролирующий чувства и желани€. ¬-четвертых, именно осознание в себе Ѕога ставит йоге на ту ступень, начина€ с которой назад не возвращаютс€. “.е. зна€ в себе точно Ѕога, йог начинает в себе не умозрительно, а фактически чувствовать Ѕога, ≈го присутствие и всегда видеть себ€ перед Ћицом Ѕога, а потому уже не может идти по пути греха, не может сколько-нибудь колебатьс€ относительно »стины и становитс€ внимательным и чутким к ћнению Ѕога в себе. “.о. йог начинает идти по пути очищени€ своего существовани€ более активно и успешно, будучи абсолютно убежденным в истинности своего пути, что также есть цель йоги. “.о._ дл€ йога выполн€етс€ следующа€ цепочка: контроль ума - осознание в себе Ѕога - испытание в себе ¬ысшего счасть€ - непоколебимость относительно »стины - положение без несчастий. ѕоследнее "положение без несчастий" считаетс€ высочайшим духовным достижением на «емле, которое возвышает йога над любым материальным человеком, как бы он в жизни не преуспел и чего бы он не достиг. Ёто действительно имеет место. ¬ысоко подн€вшийс€ йог не может быть убит, к нему не может быть применено насилие высокого пор€дка. Ѕог хранит его, его детей, родственников, близких (ибо так и подбирает их, с такой кармой). ќднако в перечень несчастий и страданий, от которых ограждает Ѕог, не вход€т болезни, потер€ имущества, кража, оскорблени€. “акого рода страдани€, называемые потр€сением, йог уже не воспринимает, как материальный человек, но видит во всем ¬олю и ѕлан Ѕога, полагаетс€ на Ѕога и всегда неизменно убеждаетс€ в скорой помощи ¬севышнего. ј потому сохран€ет в себе мир, спокойствие, невозмутимость. ѕоэтому в стихе 23 Ѕог говорит, что йога - это есть также уничтожение св€зи со страдани€ми. » это действительно так. …ог может претерпеть, не придать значение, не заостр€ть ум, увидеть ¬олю Ѕога и предатьс€ Ѕогу. Ѕудучи бесстрашным, он равен умом как к благопри€тному, так и к неблагопри€тному, не отличает друзей от врагов, победу от поражени€, славу от бесслави€, но невозмутим и всегда укрываетс€ только в Ѕоге.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
 ол-во показов страницы 1 раз(а)






Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы