Виртуально Я. Литература для всех Стихи, проза, воспоминания, философские работы, исторические труды на "Виртуально Я"
RSS for English-speaking visitors Мобильная версия

Главная     Карта сайта     Конкурсы    Поиск     Кабинет    Выйти

Ваше имя :

Пароль :

Зарегистрироваться
Забыли данные?



(Написать письмо )

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 13.

 БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ОБЗОР. ДИАЛОГ. ЧАСТЬ 13.

 

 Ученик.

 

 Но почему работу называют бездействием? (ст. 16 гл. 4). Ведь, я работаю, напрягаюсь телом, нервами, чувствами, мыслью…

 

 Учитель.

 

 Тело, нервы, чувства, мысли, объект труда, условия труда, знания, память, навыки, движение руки, ноги, все чувства… - все абсолютно дает тебе Бог в каждое мгновение. Нет ничего, ни малейшего движения, ни чувств, ни мысли, ни реакций без Бога. Сам процесс труда, желание, энтузиазм, то, на что труд направлен, все процедуры – все дает тебе Бог. Ты только чувствуешь, как мысль берет, чувства подключаются, твои качества, то, что наработано практикой материальной жизни, откликаются или нет. Всем в тебе и вне тебя управляет Бог. В чем отличие преданного Бога, занимающегося постоянной практикой преданного служения, от материального человека? В том, что йог это видит, знает, чувствует свою непричастность, не участие к любому само проявлению, в то время, как материалист все в себе принимает за себя, считая, что он есть ум, память, разум, качества и т.д. Но рано или поздно, это должен знать каждый, ибо иначе невозможно служить Богу, предаться Богу, видеть Бога везде и все в Боге, невозможно также достичь состояние отрешенности. Ну, как человек сможет признать себя отрешенным, если видит себя причиной, создающим, распоряжающимся плодами своей деятельности. Хотя на самом деле и деятельность ни от него, и распоряжаться не ему. Все – Бог. Все управляется Богом.

 

  На твой вопрос относительно работы Бог отвечает в стихах 16-23 гл. 4. Некоторые основные моменты я тебе поясню. Вопрос работы и бездействия отнюдь не прост. В основе его лежит то, о чем я уже тебе говорил и говорю. Пойми правильно, ничто в работе не принадлежит человеку, человек и сам себе не принадлежит. Ни в чем нет его заслуги, инициативы, влияния… Но и отсутствия полного нет. Речь идет о гуннах природы, о приобретенных качествах человеком в условиях материального мира вследствие влияния иллюзорных энергий Бога, вовлекающих живые существа в материальные игры и роли, развивающие эти самые качества. Именно качествами человек вовлекается в любую деятельность и именно качествами все выполняется на своем уровне, хуже или лучше. Каждый выполняет работу согласно своим качествам, но опять же не сам, а Волею Бога, ведущего человека изнутри в соответствии с уровнем его качеств, в пределах их проявления. Вот, чему человек пока в материальном мире научился, что принял за основу, как осознал себя, в чем приобрел убеждения, что стало для него на данный период доминирующим, этим он и работает. Если наработал, развил практикой материальной чувство долга и ответственности, та так и будет работать, если наработал еще необязательность, не желание брать на себя, не скрупулезность, так и будет работать… И так будет нарабатывать последствия греховной деятельности, которые будут вовлекать в те игры, где придется качества Волею Бога развивать дальше, совершенствовать…

 

 Так понимая, рассмотрим другие вопросы. Корень, суть, сам ответ Бога на твой вопрос в ст. 18 гл. 4. Кого здесь Бог называет разумным? Того, кто в работе видит бездействие, а в бездействии – работу. Как увидеть в работе бездействие? На основании того, что я сказал выше. Все делает Бог. Сам Бог вовлекает качества человека, то в живом существе, чем можно оперировать, через что можно живое существо направить на определенное проявление себя. Именно Бог дает человеку работу и все, что ее сопровождает. По сути, этот процесс происходит автоматически. Движение рук, ног, тела, реакция чувств, желание, речь, память, знания, опыт, сами качества, объект, то, на что работа направлена. Бог дает и плоды и Сам всем распоряжается в начале, в середине и в конце, во всех видах деятельности. Через призму духовных знаний, через материальный и духовный опыт, через внутреннюю связь с Богом, через практику преданного служения, через погружение в себя и прослеживание своей деятельности изнутри помгновенно, через религиозный мыслительный процесс человек видит достаточно отчетливо, что не он взял, положил, сказал, проверил, не он скользит взглядом, не он выбирает, но констатирует в себе с Богом, удовлетворен или нет в себе на основании своего опыта и качеств и никак не может уклониться, делает все автоматически, не сам, начиная процесс труда, не сам, участвуя в нем, и не сам заканчивая. Некая внутренняя сила его ведет, приостанавливает, соглашается, требует пересмотра, выражает свое мнение его речью. Хотя внешнее… именно он вовлечен, именно он реагирует… Но что скажет дальше, что предпримет, как проявят себя руки и ноги, куда устремятся глаза, на чем заострят внимание и как будет реагировать его речь – не знает. Как и не знает, какие эмоции следует ему от себя ждать – гнев, радость, неудовлетворение, согласие, желание уточнить… Понимая все так, видя таким процесс работы, разумный, обладающий совершенными знаниями человек, начинает видеть, что он не исполняет по сути работы, хоть и втянут в нее всеми своими чувствами, телом, качествами, но как бы наблюдает со стороны. И работает и не сам все делает, будучи полностью зависимым от Бога в малейшем движении тела и мысли. Он видит это, смотря глазами материальной практики и духовных знаний и относительно себя и относительно других. И в этом случае люди перестают иметь для него интерес. Все управляемы Богом согласно их качествам. Такое видение дорого стоит. Отсюда начинается процесс отрешенности от игр и ролей материального мира. Человек начинает понимать, что работа как бы запрограммирована Богом со всеми успехами и недостатками, для всех имеет развивающее значение, всех вовлекает и над всеми работает. Именно работа работает над человеком, а не наоборот. Так что работа для человека, по сути, есть бездействие. Он как бы впрягается в тот плуг с Богом, где все борозды очерчены заранее. Ему надо просто пройти такой путь, поучаствовать, через тело и чувства проникнуться, умом обозреть, оценить, пройти такую практику и извлечь то, что наметил Бог, ибо Бог делает его соучастником, шаг в шаг идущим за Богом и с Богом. Так везде, непрерывно, до мелочей, во всех играх и ролях, со всеми проблемами, страданиями, под влиянием иллюзорных энергий Бога, которые постоянно утверждают человеку, что это он, его заслуга, он есть причина, ему пожинать плоды и распоряжаться. Все – мираж. Извлечение Божественных качеств в итоге – Истина. И она того стоит – постоянной материальной практики, без которой не развиваются качества, не перестраивается материальная мысль на духовную, не находят Бога, не узнают в Боге ведущего и единственного Управляющего творением на все времена, Который и озадачивает живое существо и извлекает с ним то, что намечено. Видящий так, усвоивший так, чувствующий так, понимающий так, мыслящий так есть преданный Бога Кришны. Другому такие знания без практики преданного служения не по силам. Бог не даст. Ст. 20 гл. 4.

 

 Ученик.

 

 Но почему тогда бездействие есть работа?

 

 Учитель.

 

 Да, действительно так. Бездействие, т.е. когда человек не работает, не выполняет какие-либо действия, не означает, что душа ничем не занята. Пойми правильно. Сама по себе душа недвижима. Она не может сама проявлять какую-либо активность, сама предпринимать, решать, исполнять… как угодно. Она, как отделенная неотъемлемая частица Бога, действительно, сама недвижима во всех смыслах этого слова. Но она никогда не бывает одна. В ней, в этой крупице присутствует Сам Бог Своим полным целым, ибо проявление Бога в любой точке пространства в каждое мгновение абсолютно. И в каждой своей частице, как своей неотъемлемой энергии, Бог проявляет Себя наивысшим образом, имея изначальную цель на духовную сущность – ее развитие, обожествление. Бог, пронизывая весь материальный и духовный мир, остается в каждой точке его и имеет цель развитие этой точки, как Божественной энергии до уровня высочайшего служения Богу того, кто есть, является изначально Божественным продолжением. Поэтому душа, живое существо в теле никогда в любом своем положении не пребывает одна. Она только с Богом и не просто с Богом, но полностью подчинена Богу и действует только согласно Воле Бога, что бы она ни делала, пусть она сидит, лежит, идет, ест, трудится. Все - с Богом и все имеет только развивающий смысл.

 

 Все, чем занята душа в каждое мгновение в материальном мире, может трактоваться по-разному, но на самом деле все есть труд, ибо все Бог использует для развития души, даже, когда она лежит, спит, или в другом состоянии, приравненном бездействию. Находясь в живом неподвижном или бездействующем существе, Бог продолжает наполнять ее содержанием. Живое существо не может постоянно быть чем-то занятым бесконечно, но ему надо и осмысливать, извлекать, анализировать, бездействием также разбавлять труд в мере необходимой для дальнейшего активного труда или другого проявления себя. Бездействие – есть также восстановительный труд, сохраняющий труд, сколь продолжительным он бы не казался. Любое бездействие не возникает само по себе или в угоду самому живому существу, но есть процесс, требуемый Богом, имеющий причину, следствие, продолжительность, направленность такой деятельности, необходимость… Внутри видимого бездействия работа Волею Бога может кипеть. Душа никак не находится в забвении, но в том, что требует Бог. Это может быть внутреннее переживание, связанное с внешним материальным миром, это может быть мыслительный напряженный процесс, или методичное просматривание планов, вариантов, возможностей. Вообще, не возможна материальная активность, разносторонняя деятельность, если ей не предшествует внутреннее созидание, внутренний анализ, обращение к памяти, к опыту, невозможно без прокручивания своих ошибок, без сопоставлений, без Бога в себе, Который обращает внимание человека на нравственную сторону, на принципы, на убеждения, на желание и совместимость с требованием других. Человек непременно находится в подборе вариантов, в сомнениях, во внутренних сильнейших переживаниях. Все это необходимые перешейки от работы к работе, от одного начинание к другому, от одного ошибочного действия к исправлению. К тому же Бог подает великое множество сопровождающих мыслительный процесс энергий, превращающих мысль в эмоциональное внутреннее действо, в яркие переживания, во внутреннюю жизнь, состоящую из многих внутренних процессов человека, любого живого существа.

 

 Ни одна видимая активность в Боге не стоит так дорого, как полное погружение человека в себя и осмысление, сопровождаемое энергетическими непрекращающимися потоками, которые Бог подает всегда, в разном направлении, с разной силой, с разными исходами, которые человек однозначно принимает за себя, к ним привычен, на их фоне чувствует себя и свое внутреннее состояние естественным и в них более реально мыслит и готовится предпринимать. Речь идет о таких энергиях, которые Бог подает в материальном мире, как гнев, зависть, внутренний запрет, несогласие, терпение, нетерпение, чувство ожидания, тоска, боль за другого, досада, невозмутимость, отчужденность, любовь, радушие, сопереживание, умиротворение, возмущение, внутренний бунт, чувство долга, обязанности, гордости, гордыни, самоуверенности, жестокости, непримиримости, алчности, жадности, печали, горя, страстного желания, похоти… Эти энергии надо переживать, некоторые терпеть, некоторые сжигать на огне ума и чувств. Эти энергии очень непросты, очень индивидуальны, непременно неуправляемы (кроме йогов), также, что называется, на фоне этих энергий человек может быть и неуправляем, рваться в события и здесь терпеть последствия греховной деятельности в силу неразвитых качеств, которые не могут удержать вследствие и неразвитого ума. Пока человек внешне бездействует, в его голове, в его груди орудует его несовершенство, зовя на подвиги, на деяния разных направлений, но и вынашиваются мысли добродетели, терпения, устойчивости к стрессам. Мысль отправляется по всем возможным лабиринтам, по своей и чужой судьбе, отправляется в прошлое, будущее, возвращается в настоящее, сопоставляет, оперирует, противостоит, извлекает, планирует, возбуждает новые чувства и желания, мечтает, сожалеет, требует, ищет выход, берет за основу, обращает внимание, вдохновляется, сникает, заостряет, советует, критикует, возвращается, вновь и вновь обозревает, взвешивает, подытоживает, извлекает рациональное и просматривает иррациональное, как вариант. Все это проистекает в лежащем, дремлющем, неподвижном внешне состоянии, неподсудное, невидимое, не проницаемое для других глаз, мнений, желаний… Все это те рельсы, которые незримо переводят практику в опыт, а опыт в практику. А в итоге – деяния, знания, новый опыт, новые качества. Таким образом, бездействие есть работа внутреннего предприятия, некоторого закрытого заведения по переработке всех данных в неизменном котле Божественных направляющих энергий, ибо весь этот внутренний процесс в каждом непременно организовывается Богом и проводится с Богом, в Его присутствии и нужном направлении. Если Бог укажет, мысль пойдет в одном направлении, если укажет иначе – в другом. Сколько надо – столько и будет меняться мысль, акценты, весь этот внутренний процесс, под непременным влиянием Божественных энергий, усиливающих, ослабляющих, удерживающих, но всегда безошибочно настраивающих человека на тот внутренний труд, который необходим в процессе данного этапа развития человека.

 

 Это внешнее бездействие – важнейшая и неотъемлемая часть развития каждого человека, каждого живого существа. Нет ни одного живого существа, которое бы этот процесс миновало. Но каждому -непременно, постоянно, на протяжении всей жизни, каждой жизни, в любом возрасте, в разных вариантах… Это – двигатель души, ее инструмент развития, выживания, удовлетворения.

 

 Таким образом, душа всегда в действии, как бы ни показалось – и во сне, и бодрствуя, и когда дремлет, и на работе, и дома, и в других местах. Бездействие для нее фактически Богом не предусмотрено. И в то же самое время сама она ничего не делает, но с Богом в себе. Бог в ней, делает с ней и делает за нее, однако, ни на мгновение не оставляя ее одну, без дела. Душа постоянно в себе сосредоточенна, мыслит, изыскивает и пр. пр. Поэтому душа непостижима. Невозможно понять, что в данный момент ей говорит Бог, какими энергиями окрашивает этот диалог, на что обращает внимание, в чем заставляет страдать на уровне тела и мысли, что надо ей теперь пережить, а что потом, какой она сделает вывод и сделает ли на данный период. Увидеть это невозможно. Не разгадать, не постичь мистическими приемами. Это – таинство. Это знает только душа и Бог. И никто более. И даже если душа захочет рассказать, Бог не даст в полной мере. Ибо Бог памятью и речью и мыслью ограничивает то, что есть тайна, что есть только между Богом и душой. У других – свое. Но труд Бога над душой виден отнюдь не всем. Чтобы постичь это, надо быть преданным Бога Кришны. Чтобы в этом направлении развить духовную мысль, этому должна предшествовать великая духовная практика, преданное служение. Но кто это знает, видит, такой человек считается разумным в человеческом обществе, ст. 18 гл. 4. Такой разумный человек (ст. 19 гл. 4) уже не стремится удовлетворять свои чувства, не привязан к работе, не считает себя создающим и распоряжающимся, также не считает, что работа превыше всего, а потому не связан ею, но рассматривает работу, как свой долг, также как средство практического отречения через не привязанность к плодам любой своей деятельности. Говорят, что так исполняя работу, с таким пониманием работу сжигают огнем знания, ст. 19 гл. 4. Исполнение работы с таким пониманием переводит ее на уровень позволительной Богом. Но работа, исполняемая с другим пониманием, привязывающая к плодам деятельности, рождающая зависимость от работы, считается кармической деятельностью, т.е. запрещенной, ибо в такой работе человек считает производящим себя, не видя за всем стоящего Бога и не воздавая Богу отречением от плодов своей деятельности и тем посвящая любую работу Богу Кришне, ст. 17 гл. 4. Таким людям, связанным работой, Бог говорит, как надо, как следует работать и какие при этом проявлять качества (ст. 20-23 гл. 4), подчеркивая, что работу следует выполнять не только как долг, но и как жертвоприношение, ст. 24 – 25, гл. 4. О жертвоприношении сказано в ст. 25-33 гл. 4.

 

 

 



Оценить, написать комментарий


Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
Версия для печати
Кол-во показов страницы 9 раз(а)






Богомыслие



Что пишут читатели:


(последние 10 комментариев)


^ Наверх


Авторы Обсуждения Альбомы Ссылки О проекте
Программирование