—амиздат “екст
RSS јвторы ќбсуждени€ јльбомы ѕомощь  абинет


(јдрес почты tulasi_07@mail.ru)

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 35. √Ћј¬ј 12. —“. 1-10. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

Ѕ’ј√ј¬јƒ-√»“ј ¬—≈ћ.  ќћћ≈Ќ“ј–»» Ѕќ√ј. „ј—“№ 35. √Ћј¬ј 12. —“. 1-10. ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 5.

√лава 12. ѕреданное служение.

1.јрджуна сказал.

“аким образом, из тех, кто посто€нно вовлечен в поклонение, кого следует считать наиболее совершенным в йоге: твоих бхакт, которые должным образом поклон€ютс€ “ебе или же тех, кто посто€нно должным образом поклон€ютс€ непро€вленному, тому, что за пределами чувств?

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќельз€ думать, что јрджуна не знает, что поклон€тьс€ и не только поклон€тьс€, но и преданно служить без отклонений следует только и единственно Ѕогу  ришне. Ќо Ѕог все же ведет диалог и побуждает задавать те вопросы, которые дл€ многих людей не столь пон€тны, тем более дл€ того периода, дл€ современников и последователей јрджуны, ибо каждый стоит на своей ступени материального и духовного развити€, обладает достаточно ограниченными совершенными духовными знани€ми, далеко не все могут иметь также духовного учител€ и строго следовать его наставлени€м, направл€ющим однозначно на служение Ѕогу  ришне.

Ќо есть и те, кто как бы именно из-за своего невежества именно в таком вопросе серьезно тормозит в своем материальном и духовном развитии, не может оперетьс€ на авторитетное мнение, а потому последовать без сомнений ¬оле Ѕога, здесь, в Ѕхагавад-√ите, однозначно выраженной, направл€ющей человека только по пути преданного служени€ —амой Ћичности Ѕога и отметающей напрочь любые другие хоть и малые поползновени€, направленные на поклонение потустороннему и непро€вленному.

ѕоэтому необходимо это ћнение, ћнение Ѕога провозгласить. Ќа тот период, на момент передачи совершенных духовных знаний јрджуне очень многие йоги старательно, име€ преимущественно материальную мативацию, поклон€лись тому, что за пределами чувств, всемогущим духам, предкам, полубогам, следу€ непременно строгим указани€м шастр, —в€тых ѕисаний того времени, выполн€€ все предписани€ поклонени€, куда непременно входили и щедрые жертвоприношени€, аскетизм, добродетель, процесс медитации, ритуалы, но все направленное на потустороннее, а потому ни так, ни действенно, без духовного прогресса, по сути без особого смысла, ибо не давало нужные плоды дл€ дальнейшего духовного подъема, не было и благословлено Ѕогом, но способствовало удержанию человека в русле религии, в аскетизме и подчинении и признании своей зависимости, что в дальнейшем и может быть положено в основу преданного служени€ —амому Ѕогу  ришне, но в свое врем€Е

¬ основном такие поклонени€ высшим силам были направлены на просьбы, на материальные блага, на успехи в работе, на семью, здоровье, удовлетворение чувств, достижение поставленной цели, на рождение на райских планетах, на плоды труда. „тобы поклон€тьс€ должным образом, непременно надо было это делать посто€нно, с большим усердием, с богатыми или достойными пожертвовани€ми и подношени€ми потусторонним силам. ќчень часто человек не мог определитьс€, каким именно силам он поклон€етс€, но понимал, что это могущественные, всевид€щие, везде присутствующие, всезнающие, абсолютно независимые потусторонние силы, которые непременно слышат, вид€т и требуют к себе поклонени€, как и решают судьбу человека, ниспосылают событи€, материальные блага, управл€ют людьми, дают им власть, деньги, славу, решают многие материальные вопросы. Ѕыли и те, кто точно понимал, к кому, к какому духу именно он обращаетс€ и дл€ чего. “акие люди были наделены Ѕогом  ришной сильной верой, устремлением, хорошо понимали свое подчиненное положение и имели великое убеждение в силе веры, молитв, жертвоприношений, были неотступными и непоколебимыми, но отнюдь никто не мог знать точно,  то именно за всем стоит,  то именно принимает поклонени€ и жертвоприношени€,  то распор€жаетс€ плодами жертвоприношений и тем более не могли знать,  то дает им веру и сам путь поклонени€, устойчивость и непоколебимость и все другое, что требовала данна€ вера.

Ќо јрджуна понимал, что следует поклон€тьс€ именно Ѕогу  ришне, и —ам Ѕог неоднократно ему об этом провозглашал. ѕоэтому дл€ именно јрджуны так вопрос не сто€л. Ќо Ѕог побудил его подн€ть именно эту тему, ибо надо было объ€вить ¬олю Ѕога, требование Ѕога касательно вопроса,  ому и как следует поклон€тьс€, надо было, чтобы люди начинали понимать, что за всем стоит —ам Ѕог  ришна, что, кому бы и кто и как бы ни поклон€лс€, эту его веру дает ему —ам Ѕог  ришна, дает силу веры, дает желание, дает путь жертвоприношений, дает сами просьбы и —ам эти просьбы выполн€ет.

Ќо ступень этих людей такова, что обращатьс€ и поклон€тьс€ —амому Ѕогу  ришне еще непозволительно, ибо качества еще не достигли того уровн€, чтобы Ѕог —ам Ћично мог прин€ть поклонение. Ќо и отведенный Ѕогом дл€ каждого человека период поклонени€ потусторонним силам себ€ исчерпывает, и наступает врем€, когда непременно надо понимать,  то именно есть ¬ысший ”правл€ющий и начинать переходить на рельсы более строгого поклонени€, которое самим поклонением и даже жертвоприношени€ми никак не исчерпываетс€. –ечь может идти о преданном служении —амому Ѕогу  ришне. ¬ажно, чтобы эти совершенные духовные знани€, касательно того,  то за всем стоит, были провозглашены —амим Ѕогом  ришной. ƒалее Ѕог даст их тем, кому пора, даст через духовных учителей, через мыслительный процесс, через примеры других или через неудовлетворение человека процессом поклонени€ потустороннему и неизведанному молчанием со стороны этого потустороннего или негативными реакци€миЕ

” Ѕога много путей индивидуальных, чтобы перевести человека на рельсы более высокой религии; но дл€ этого непременно необходимо, чтобы ¬ол€ Ѕога была провозглашена, чтобы человек понимал,  то за всем стоит, чтобы также осознал, что только поклонение Ѕогу  ришне может дать совершенные плоды. ѕоэтому, отвеча€ на вопрос јрджуны, можно просто указать, что наиболее совершенным в йоге может быть только преданный Ѕога  ришны, без вариантов, ибо преданное служение есть всеохватывающий и полностью направл€емый и ”правл€емый Ѕогом процесс, только в преданном служении Ѕог дает человеку все необходимое и непременно Ѕожественную поддержку в то врем€, как поклон€ющемус€ духам чинит те или иные преп€тстви€, которые посто€нно наталкивают человека на мысль, а правильно ли он все делаетЕ «а чем может последовать и сомнение, и ослабление такого религиозного направлени€, как и поиск ответа на вопрос, как поклон€тьс€ правильно и комуЕ

2. Ўри ЦЅхагаван —казал.

“е, кто, сосредотачива€ на ћне ум, всегда вовлечен в практику йоги, кто поклон€етс€ ћне, наделенный великой верой, они считаютс€ ћной наиболее совершенными в йоге.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ƒругого ответа јрджуна и не мог бы ожидать. Ќо также надо понимать, что, вообще, когда речь идет о преданном служении Ѕогу  ришне, то о совершенстве качеств преданного или о совершенстве его преданного служени€ речи и не должно быть. ¬ материальном мире нет тех мерок, которые дали бы представление об уровне старани€ или преданного служени€, ибо никакой результат, никакое про€вление себ€ преданным ни есть отражение его истинных качеств и уровн€ старани€; нет, не существует и мерок ћнени€ Ѕога о нем и его ступени материального и духовного развити€. »бо о качествах преданного доподлинно и абсолютно может знать только Ћичность Ѕога; это сокрыто; это вне компетенции человека; Ѕог не измер€ет преданное служение отрезком одной жизни, одного пути преданного служени€, ибо это всеохватывающий путь человека, выход€щий за пределы одной жизни и одного про€влени€ себ€ человеком в этой жизни.

Ѕог смотрит на все, засчитывает все, знает потенциал человека, знает, в какой мере он про€вл€ет себ€ в преданном служении и почему, знает, почему преданный тормозит или преуспеваетЕ ѕоэтому лучше говорить не о совершенстве в практике преданного служени€, а о том, что Ѕог требует от человека однозначно Ц преданное служение —ебе, Ѕогу  ришне, Ќеизменно, непрерывно. Ќикаким потусторонним силам, никаким духам, никаким живым существам, но только поклонение и служение Ћичности Ѕога.

Ќо и этот путь преданного служени€ Ѕог контролирует и не позволит —ебе служить и поклон€тьс€ тому, кто не готов качествами, кто это кармически у Ѕога не заслужил, чь€ ступень материального и духовного развити€ такова, что человек может быть однозначно направлен только на поклонение непро€вленному и потустороннему, т.е. духам, полубогам, умершим, неким мистическим существамЕ ѕусть здесь учитс€ религиозным нормам, подчинению и поклонению, как и пусть здесь приносит жертвоприношени€, дела€ свое поклонение более, чем наполовину материальным, ибо преследует преимущественно материальные цели. «начит, и это надо, значит, есть, что отсюда извлечь. » только потом Ѕог направит на поклонение —ебе и не факт, что оп€ть именно или непосредственно Ѕогу  ришне, ибо Ѕог  ришна дает себ€ в материальный мир и под другими именами, где не требуетс€ преданное служение именно Ѕогу  ришне, но это уже более высока€ ступень религии, чем поклонение духамЕ и отсюда Ѕог поведет человека и дальше, но в свое врем€.

3-4.Ќо те, кто должным образом поклон€ютс€ “ому, что за пределами чувств, неопределенному и непро€вленному, всепроникающему и непостижимому, расположенному в духовном, фактически неизменному, они, наход€сь в состо€нии контрол€ всех чувств в совокупности, ко всему равные разумом, непременно достигают мен€, зан€тые де€тельностью на благо всех живых существ.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

«десь речь только о Ћичности Ѕога. »менно Ѕог  ришна есть “от,  то за пределами чувств, неопределенный и Ќепро€вленный, ¬сепроникающий, Ќепостижимый, расположенный в ƒуховном, фактически Ќеизменный. ≈сли человек так ¬идит ¬ысшего ”правл€ющего, если такое понимание дал ему Ѕог о потустороннем, то речь идет только о Ѕоге  ришне. –ечь идет также не просто о поклонении, а о поклонении должным образом, куда входит контроль всех чувств, отрешенность, добродетель, аскетизм, изучение —в€тых ѕисанийЕ Ёто уже преданное служение, такие люди никому (почти) не принос€т беспокойства, независтливы, терпеливы, смиренны, не устремлены к материальным благам, не подчинены иллюзорным энерги€м Ѕога. Ёто Ц преданные. “е, кто зан€т полноценным долгим, непрерывным преданным служением, которое и позвол€ет перечисленные качества человеку ћилостью Ѕога  ришны и развить. ≈сть смысл говорить о том, что такие люди в свое врем€ ћилостью Ѕога выход€т за пределы материального существовани€ на духовный план, или, условно говор€, достигают Ѕожественную Ћичность.

5. »з них в очень большом беспокойстве те, чьи умы прив€заны к непро€вленному. ¬оплощенные, прив€занные только к непро€вленному, несомненно, с большим трудом достигают успех.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

’уже обстоит дело с теми, кто, поклон€€сь потустороннему и непро€вленному, не имеют в себе строгого понимани€, кому они поклон€ютс€. ѕросто некоторым духамЕ просто некоторым умершимЕ просто некоторым полубогамЕ просто тем или иным воплощени€м Ѕога, удовлетвор€ющим материальные €кобы чувства, просто тем или иным богин€м, просто некоторым св€тым, просто предкамЕ “акие люди в основном т€готеют к мистическим образам, к чуду, к материальным благамЕ ћыслительный процесс таких людей достаточно беспокоен, мистически направлен, не имеет хорошей духовной основы, ум не оперирует совершенными духовными знани€ми. ¬се это потому, что человек идет к Ѕогу окольным путем, идет через материальные прив€занности и посулы материального мира, не сосредоточен на Ћичности Ѕога и никак не может быть сосредоточен на духах, но врем€ от времени или по мере необходимости, или в процессе поклонений или жертвоприношени€Е Ѕог таких людей и не понуждает посто€нно направл€ть мысль на потустороннее. „еловек просто учитс€, согласно своей ступени, религиозности и ее тем или иным требовани€м или постулатам. ’от€ бы так следует учитьс€ подчин€тьс€ и понимать себ€ человеком религиозным. Ёто тоже развивает необходимые качества, которые и будут употреблены Ѕогом в преданном служении в свое врем€. Ќа этой ступени религиозности говорить об успехах вообще не приходитс€, но свое понимание в этом направлении человеку Ѕог все же дает, ибо надо веру поддерживать, укрепл€ть, мотивировать и так добиватьс€ от человека и его такой, так направленной в некотором роде духовной практики, то, что и наметил Ѕог  ришна.

6-7. Ќо те, кто все виды де€тельности посв€щают ћне, дл€ них, о, ѕартха, я становлюсь избавителем от океана рождений и смертей, дл€ тех, чьи умы поглощены ћной.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

ѕуть преданного служени€ непосредственно Ѕогу  ришне в материальном мире есть высочайший путь, абсолютный, вывод€щий за пределы материального существовани€ на духовный план. Ќикакой другой религиозный путь, не направленный на Ѕога  ришну, такой силой не обладает. Ёто завершающий этап колеса сансары, но и достаточно продолжительный и действенный, полностью мен€ющий суть человека, выгребающий из всех закоулков души все нечистоты, буквально чист€щий души генеральной Ѕожественной уборкой, путь, когда человек окончательно раздает все долги, уходит от прив€занностей и св€зей, от зависимости от иллюзорных энергий Ѕога, когда душа сотрудничает с Ѕогом во всех направлени€х материального и духовного своего быта, когда она об€зана потер€ть вс€кий интерес к материи, власти, славе, деньгам, могуществу, отходит от всевозможных игр и ролей, не вовлекаетс€ ни в какие предпри€ти€, уже ничего не может извлечь из мира материальных отношений и уже не желает ничего туда привнести, полностью вруча€ себ€ Ѕогу, посв€ща€ Ѕогу все виды своей де€тельности, не претенду€ на плоды труда, везде вид€ присутствие Ѕожественной Ћичности, полностью контролиру€ свой ум, чувства и желани€, не вход€ в материальные разговоры; душа становитс€ предельно немногословной, не вид€щей нигде другой причины, кроме ¬оли и ѕлана Ѕога. ѕоглощенные мыслью, сосредоточившись мыслью на Ѕожественной Ћичности, дума€ посто€нно о Ѕоге, такие люди только в Ѕоге наход€т помощь, успокоение, защиту преданному служению, умиротворение, в Ѕоге черпают силы, надежды, понимани€, удовлетворение и радость.

8.Ќепременно сосредоточь на ћне свой ум и направь на ћен€ свой разум. — этого момента ты будешь жить во ћне. ¬ этом не может быть сомнений.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ётот путь пам€товани€ о Ѕоге не столь прост на самом деле. Ќо человек прежде должен понимать, что така€ практика есть основа и необходимое условие преданного служени€. „то бы человек в преданном служении ни делал, любой здесь практикой, любой духовной де€тельностью он учитс€ сосредотачивать свой ум и разум на Ѕоге. ¬се выгл€дит, как непременно усили€ и старани€ самого человека: и изучение —в€тых ѕисаний, и контроль ума, желаний и чувств, и посв€щение Ѕогу своего труда и плодов любой своей де€тельности и путь аскетизма и простого образа жизниЕ - все это имеет в итоге только одну цель. » эта цель есть цель Ѕога на преданного Ц научить человека посто€нно думать о Ѕоге, сделать это естественным его состо€нием, как дыхание, первейшей необходимостью, потребностью, невозможностью как-то иначе воспринимать материальный мир, себ€, других людей, невозможностью как-то иначе понимать все, что происходит в жизни человека.

Ќо такой путь никогда не может быть прин€тым в одночасье или по убеждению или согласно проповеди другого или наставлени€ учител€. Ётот путь и этот результат дает человеку только Ѕог, постепенно, шаг за шагом, где на результат работает врем€, то врем€, которое человек употребл€ет на преданное служение. „тобы начать мыслить Ѕогом, непременно должен быть долгий путь преданного служени€, должно быть старание человека, должен быть путь изучени€ —в€тых ѕисаний. Ќо чтобы так себ€ направить, надо понимать, что это есть требование Ѕога, оно должно встать в основу цели человека, где средством непременно €вл€етс€ само преданное служение.

9. ≈сли же ты неспособен устойчиво сосредоточить на ћне свой ум, тогда через практику йоги ты получишь от ћен€ это желание, о, ƒхананьджа€.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ќа самом деле, в конечном счете речь идет не о желании, как таковом, понуждающим сосредотачивать на Ѕоге свой ум и разум. ¬ообще, практика преданного служени€ ведет по пути глубокого духовного развити€, а духовное развитие, посто€нно ”правл€емое Ѕогом  ришной, уже не работает с желани€ми человека, как таковыми, а переводит его, человека, его качества, в состо€ние автоматизма, где человек перестает пропускать через ум необходимость той или иной практики, ибо это становитс€ уже поведенческим про€влением человека, когда он уже не пользуетс€ ни умом, ни разумом, а только естественной потребностью или свойством, которое от него неотличимо никак. «десь срабатывает уже то, что непостижимо человеком, вне его желаний, вне его личного отношени€ и даже устремлени€. Ќо это и не даетс€ ни сразу и ни этапами. Ёто даетс€ незаметно, врастает в человека, становитс€ его воздухом, его сутью, которую уже из него никак не вырвать, невозможно забыть, невозможно не употребить, ибо это то, что необходимым становитс€ на каждом шагу Ц не только пам€тование о Ѕоге, но и люба€ работа понимаетс€, как не имеюща€ другой основы, кроме Ѕожественного присутстви€. ¬се в человеке объ€сн€етс€ Ѕогом. ќн вообще не нуждаетс€ ни в каких теори€х, ни в каких материальных знани€х, никаких бытовых трактовках. ” него на все и всегда только один ответ, только одно понимание Ц ¬ол€ Ѕога, ћилость Ѕога, Ѕог «нает. Ёто также неотъемлемо от человека, как дыхание, прием пищи, воспри€тие запаха, цвета, звукаЕ Ёто то, что Ѕог постепенно вводит в человека, очень незаметно, неотступно и не через желание. „еловек просто преданно служит Ѕогу. —тараетс€. » все. » если человек не может сосредоточить на Ѕоге ум и разум, то еще просто не врем€, еще он в начале преданного служени€, еще его практика будет продолжена и корректироватьс€ Ѕогом. » как все будет происходить, также человек не сможет ни почувствовать, ни осознать, ни оценить, ни сравнитьЕ Ќо нацеливать человека надо всегда, указывать ему направление мыслительного процесса, чтобы практика духовна€ в нем носила направленный процесс. Ётот процесс будет поддерживатьс€ Ѕогом на всех уровн€х, питатьс€ и практикой преданного служени€ и пам€тованием, и через —в€тые ѕисани€Е » будет состо€ние неудовлетворени€ собой, и будет состо€ние, где человек почувствует, что тотчас по малейшему поводу вспоминает ЅогаЕ думает о ћнении Ѕога, о ¬оле Ѕога, о том, что ѕричина всему -ЅогЕ » так все более вход€ в Ѕога и понима€, что этот процесс есть на самом деле процесс отторжени€ материального мира, его игр и ролей, и это надо будет преодолевать, переживать, вручать себ€ Ѕогу и переплавл€тьс€ из материи в духЕ Ќе зна€ свою ступень, свои результаты, не зна€ и ћнение Ѕога, ни с кем себ€ не сравнива€, но отрыва€сь неизменно до состо€ни€ непричастности ни к чему, до состо€ни€ понимани€, что материальный мир со всеми его про€влени€ми абсолютно пронизан Ѕогом, ”правл€ем Ѕогом, по сути одухотворенЕ и никто это не видит, ибо и не врем€. Ќо и не избежать. Ќа все ¬ол€ Ѕога. ¬сех и каждого Ѕог ведет к —ебе неотступно.  аждому этот путь предстоит через преданное служение, путь отрешени€ от материи и вхождени€ в ЅогаЕ

10.Ќо, если и в практике йоге ты неспособный, тогда достигни успех, посв€тив ћне свою де€тельность. ƒаже посв€ща€ ћне свой труд, ты достигнешь успех.

 ќћћ≈Ќ“ј–»…:

Ѕог дает јрджуне и через него другим люд€м варианты постижени€ —еб€. Ётим как бы успокаива€ человека, дава€ возможность ему все осмыслить, применитьс€, подобрать как бы дл€ себ€ то средство вхождени€ в Ѕога, пам€товани€ о Ѕоге, которое человеку кажетс€ и по силам, и по ступени, и по желанию подход€щим. √лавное, чтобы человек начал здесь немного активизироватьс€ умом, заинтересовалс€, сказал себе, что ему легче предприн€ть, чтобы были попытки хоть на уровне все обозревающего ума. Ќо все это не полумеры, не благословенные пути к пам€тованию о Ѕоге, не желание угодить человеческим возможност€м. ¬се это Ц просто немного направить мысль в эту сторону, дать человеку старт в духовном направлении. Ќо без полноценного преданного служени€ Ц не будет успеха ни в чем. Ќет никому снисхождени€. ≈сли не готов Ц то вращайс€ в колесе сансары. –азвивай качества. ƒальше Ѕог поведет. Ќо если качества уже несколько развиты и подход€т дл€ преданного служени€, то в таком случае надо приступать именно к преданному служению. ј с чего начинаетс€ преданное служение? Ќе об€зательно с полноценного и все охватывающего, но может и постепенно. —начала с контрол€ ума, или с изучени€ —в€тых ѕисаний, или с попыток посв€щать Ѕогу плоды своего трудаЕ ƒалее Ѕог «нает, как повести человека, чтобы дать ему полноценное преданное служение, все в себ€ включающее. » если будет надо, то человек получит и другие обсто€тельства или окружение, более благопри€тствующие преданному служению.

Ќо в результате частичных мер (ст. 8,9,10) Ц никогда не приблизитьс€ к Ѕогу, не начать реальный или серьезный путь вхождени€ в Ѕога, никак не получитс€ на основании только таких усилий и использовать практически —овершенные ƒуховные «нани€. ѕоэтому все это, Ѕогом предложенное, ни есть ни уступки и ни полумеры, достаточные дл€ достижени€ ¬севышнего, но есть постепенное начало преданного служени€, постепенное вхождение в Ѕога (или попытатьс€ сосредоточить на Ћичности Ѕога свой ум, или пойти путем медитационной йоги, или посв€тить свой труд Ѕогу), предлагаемое человеку в св€зи с его обсто€тельствами и возможност€ми, ступенью расзвити€. Ќо все это есть то начало, которое со временем ћилостью и ѕланом Ѕога даст более совершенные средства дл€ духовного развити€, само полноценное преданное служение, дл€ того, чтобы посто€нно помнить о Ѕоге, не зна€ и не жела€ знать другого мыслительного процесса.

„тобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже

Ўелкните по рисунку, чтобы оценить, написать комментарий



ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .







Ѕогомыслие


„то пишут читатели:



  началу станицы