¬иртуально я. Ћитература дл€ всех —тихи, проза, воспоминани€, философские работы, исторические труды на "¬иртуально я"
RSS for English-speaking visitors ћобильна€ верси€

√лавна€      арта сайта      онкурсы    ѕоиск      абинет    ¬ыйти

¬аше им€ :

ѕароль :

«арегистрироватьс€
«абыли данные?




√еологи€ ———–

 ”тро ударило пр€мо в глаза ослепительным солнечным светом, прорвавшимс€ сквозь ветхие портьеры. —обственно это было далеко не утро, потому что наше окно выходило отнюдь не на восток, и солнце било теперь пр€мой наводкой с почти что южного положени€. ¬ этой духоте комнаты все ещЄ дрыхли, потому что вчера, как обычно, долго сидели перед глупым €щиком. “ак называет телевизор ћаркуз€. Cовсем не гл€дели на то, что показывали по программе, а просто спорили о таких вещах, как гр€дущее перенаселение планеты, о пут€х решени€ этой проблемы, и о том Ц кто дл€ ———– €вл€етс€ большим врагом Ц наш сосед  итай или заокеанские —оединЄнные Ўтаты јмерики. ≈сли бы у кого-то из нас были деньги, то способ проведени€ вечера и спор наверн€ка перешли бы в другую плоскость, но денег на водку не было. ¬прочем дл€ пь€нки момент был совершенно неподход€щий, потому что в понедельник экзамен по √еологии ———–, а уверенности в благополучном исходе экзамена нет ни у кого, точно также, как ни у кого нет и денег на водку. ¬есь этот учебный год никто особенно и не задумывалс€ об предсто€щем экзамене по этому предмету. ќтношение было такое же как и ко всем остальным дисциплинам, в том смысле, что все как обычно Ђпинали балдуї, пропускали лекции. ј на √еологии ———– вообще вели себ€ по-свински, не обраща€ на профессора, который читал себе лекции ровным и спокойным голосом и нуль внимани€ отводил на то, что половина студентов спит, а остальные о чЄм-то между собой болтают, режутс€ в морской бой или пульку преферанса расписывают. ѕомню, сидишь, пытаешьс€ что-то уловить из лекции в монотонном гуле идущем со всех сторон, но потом кака€-то сонливость одолевает и незаметно засыпаешь... Ѕыла у мен€ ещЄ дурацка€ привычка: внезапно пробужда€сь среди лекции, уловить последнюю фразу профессора и неожиданно дл€ всех в этом сонном царстве, прот€нуть руку и громко возразить с умным видом:

 -ѕозвольте, профессор, а вот в этом ¬ашем последнем высказывании € заметил некоторое противоречие... ћне кажетс€, что...

  » уже спор возникает, все отр€хивают с себ€ остатки сна и удивлЄнно таращат глаза. ѕрофессор отмЄл все мои возражени€, логически обосновал и доказал истинность того утверждени€, которое € так вот нагло подверг сомнению. » думаю, что он конечно раскусил мен€, но виду не подал, что было странно...

 » вдруг накануне экзамена всем стало известно от старшекурсников о коварном характере старика-профессора, который оказываетс€ только с виду безразличен к нерадивым студентам, не уважающим его предмет и его самого. ѕрофессор ¬асильковский по опыту наших предшественников и по дошедшим до них страшным рассказам студентов многих поколений оказываетс€ прекрасно всЄ видел и прекрасно помнил всЄ и всех, кто и как относитс€ к его предмету. » на экзаменах отыгрывалс€ за все прегрешени€ на несчастных студентах за сон на лекци€х, за всевозможные игры, за безалаберность и, естественно, за пробелы в знани€х. —амым страшным у профессора ¬асильковского была "—камь€ Ўтрафников". ѕроштрафившемус€ на экзамене студенту предсто€ло сесть на эту скамью и находитьс€ там в полной готовности, дабы ответить на любой самый каверзный вопрос, какой только может достатьс€ кому-то в билетах. —лухи о коварном и жестоком профессоре повергли всех однокурсников в шок.  онспектов конечно ни у кого не было, потому что ни одна душа не обеспокоилась вести их на лекци€х. ј материал был огромный! ¬се кинулись в библиотеку, набрали кипу книг по предмету и вот уже неделю пытались охватить обширную тему.  озьма ѕрутков ещЄ задолго до этого, но предвид€ подобное, выразилс€ просто: ѕлюнь тому в рожу, кто скажет, что можно обн€ть необъ€тное!

 ѕопытки конечно были пролистать все многочисленные труды, рекомендованные профессором к прочтению, но веро€тно поздно было пить боржоми. ќставалс€ последний шанс Ц прочесть основной учебник и наде€тьс€ на то, что крива€ вывезет... ¬от эта последн€€ битва с учебником и предсто€ла мне сегодн€. ∆ара и духота, уже наполнившие собой комнату, не оставл€ли и мысли, что можно остатьс€ в этом аду с книгой. ј тут ещЄ из соседнего общежити€ напротив доноситс€ громка€ зарубежна€ музыка и звучат звонкие девичьи голоса симпатичных строительниц, отвлека€ внимание и будоража воображение... Ќет, в этом душном помещении и с такими отвлекающими звуками невозможно сосредоточитьс€ на серьЄзной и скучной научной книге... Ёх, сейчас бы на пл€ж пойти! ѕомню, что однажды в абитуре € жил в общежитии корабелов и механиков на √огол€ 19 в комнате 207 с земл€ком ¬аськой ѕономаревским. » в один такой же жаркий день отправилс€ € купатьс€ на —портивную √авань пр€мо босиком! —пускаюсь от фуникулЄра по раскалЄнному тротуару, а босые ноги пр€мо тонут в расплавленном м€гком асфальте... ј когда, обжига€ ноги, доскакал до мор€, то сразу же сунул гор€щие лапы в набежавшую волну, котора€ тут же закипела и вспенилась.... ƒа, на море теперь было бы замечательно!...Ќо времени нет, надо готовитьс€ к экзамену, а там от обнажЄнных девичьих тел в глазах зар€бит... » тут мен€ осенило - знаю где найти укромное место дл€ подготовки к экзамену!

 Ќаше общежитие находилось третьем в р€ду зданий Ц “елецентр и ƒом –адио. ‘асадом наша общага гл€дела на общагу строителей, а задним двором окна упирались в сплошную каменную скалу. —кала использовалась в основном студентами-горн€ками, у которых было обыкновение поздним вечером возвращатьс€ из кабака под непременное громкое хоровое пение известной песни, в которой были такие слова:

 

 —п€т курганы тЄмные, солнцем опалЄнные,

 » туманы белые ход€т чередой.

 „ерез рощи шумные и пол€ зелЄные

 ¬ышел в степь донецкую парень молодой.

 

 “ам на шахте угольной паренька приветили,

 –уку дружбы подали, повели с собой.

 ƒевушки пригожие тихой песней встретили.

 » в забой отправилс€ парень молодой.

 

 »ногда было несколько непон€тно, куда отправилс€ этот парень молодой Ц забой или в запой... потому что с этой песней они продолжали пь€нку до глубокой ночи, о чЄм свидетельствовал спорадически звучащий звон разбивающихс€ о скалу пустых бутылок. Ќаутро вс€ общага оп€ть просыпалась от звона, но это уже не был звон бьющихс€ бутылок, звон от выметаемых стекл€нных осколков.  аким-то непон€тным образом комендант общежити€, грозна€ и непреклонна€ «о€ ѕорфирьевна, вычисл€ла комнату, из которой ночью вылетали бутылки, и в наказание студенты из этой комнаты ранним утром должны были вымести всЄ до последнего осколка неудобными мЄтлами.

 „то касаетс€ скалы, то она по€вилась в результате действи€ строителей, которые когда-то вгрызлись в склон одной из самох высоких сопок ¬ладивостока и построили в искусственной нише наше общежитие. Ёта сопка носила гордое название ќрлиное √нездо, но подн€тьс€ на еЄ вершину такому орлу, как студенту-геологу, не составл€ло никакого труда. ћежду ƒомом –адио и нашей общагой вверх вела тропинка, по которой € с покрывалом и книжкой вскарабкалс€ на вершину. “ут же оказалось, что не € один такой умный. Ёто снизу казалось, что никого тут нет, но за щЄткой бурь€на уже было полно тел горн€ков и геологов из нашего общежити€. я сначала полез повыше, ближе к телевизионной вышке, но там дул холодный, пронизывающий ветер, так что пришлось спуститс€ ниже, укрывшись за обнажением. Ќепосв€щЄнные возможно не поймут о чьЄм тут обнажении идЄт речь. ѕросто обнажением в геологии называетс€ выход на поверхность скальных коренных пород. ƒл€ геолога полевика они €вл€ютс€ главным фактическим материалом, из которого можно почерпнуть массу необходимой информации. ¬ таких обнажени€х опытный геолог читает по камн€м, как по книге, историю образовани€ горной породы. ¬прочем, мне предсто€ло сейчас читать другую книгу. –аспластавшись на покрывале под бездонным небом с пылающим светилом, € углубилс€ в описание крупных платформ, разломов, синклиналей с антиклинал€ми и в непроницаемые глубины угольных бассейнов. —крытые под покровами тайги и мхов, под толщами делюви€ тайны геологического строени€ и сокровища недр представали пред моими глазами €ркими и впечатл€ющими образами. я уже добралс€ почти до половины книги, абсолютно не обраща€ внимани€ по сторонам, но тут кака€-то тень упала на мен€. ћимо прошли две стройные девушки. ќни расстелили своЄ покрывало и распластались на нЄм в полутора метрах от мен€. Ёто были не наши геологини, это были какие-то загадочные незнакомки с другой стороны сопки, а может и с другой планеты. ≈сли бы они были не такие симпатичные, то € может быть и не взгл€нул в их сторону. Ќо девушки были чертовски симпатичные и привлекательные. ¬ общем, мой интерес к книге несколько угас, а с девушками как-то само собой произошЄл неуловимый контакт, в результате чего уже через п€ть минут € болтал с ними ни о чЄм, и мы весело сме€лись над какими-то глупыми шутками. ≈стественно € рассказал о том, что € студент-геолог, что у мен€ завтра экзамен по √еологии ———–. Ќу и конечно прин€лс€ рассказывать о романтической жизни геологов, вдохновенно привира€ и приукрашива€. Ќу кому не интересно встретитьс€ с представителем такой интересной профессии? ƒа разве нормальна€ девушка в те времена не раста€ла бы от внимани€ такого романтика-удальца? ƒа и как тут не раста€ть в такую жару под пал€щим солнцем? » девушки конечно раста€ли и вовсю сме€лись над разными смешными истори€ми из бурной студенческой и геологической жизни. —о стороны могло показатьс€, что мы старые друзь€, которые никогда и не расставались. ќказавшиес€ неподалЄку возле коренного обнажени€, ѕетька с Ћаткиным, вытаращив глаза смотрели, как € снимаю обгорелую кожу с одной из девушек. ѕетька помахал рукой и крикнул:

 - ост€, привет!

 я в ответ тоже помахал им рукой, не отрыва€сь от отрывани€ кожи со спины этой стройной девушки. ќна посмотрела на мен€ счастливыми глазами и улыбнулась:

 -“ак значит теб€  остей зовут?

 - остей! ј вас как зовут?...

 -ћен€ Ћеной, а подружку —ветой.

 ¬от так мы наконец познакомились. ќказалось, что девушки - св€зистки. Ќет, не как радистка  эт из ћгновений ¬есны, а просто они учатс€ в “ехникуме —в€зи. » у них тоже завтра экзамен, и тоже довольно сложный. ќни тут уже не первый день загорают, поэтому Ћена успела обгореть и смугла€ кожа теперь у неЄ легко снималась пальцами со спины. я вызвалс€ сн€ть с неЄ эту облезлую кожу, а она позволила мне это сделать. ƒопущенный к этому стройному телу, € ощущал под своими пальцами нежное гор€чее тело, от нежной кожи исходили свод€щие с ума девичьи ароматы, от которых голова просто кружилась.  азалось мы не на горе посреди большого города, а вообще одни на необитаемом острове... Ќо всему приходит конец. ƒевушки посмотрели на свои часики и сказали что им пора. ƒоговорились встретитьс€ на следующий день после экзамена на этом же месте. ќни скрылись за кустами бурь€на на вершине горы, как инопланетные существа с другой галактики. — их уходом € тоже не стал рассматривать фигу в своей книге, а сложил покрывало и сполз по сыпучему склону к нашей общаге. ѕосле ужина € вздремнул немного, а потом пошЄл в читальный холл этажом выше и ещЄ долго добросовестно листал учебник, пыта€сь впихнуть в свой мозг как можно больше информации. Ќо в голову против моей воли лезли мысли про симпатичных св€зисток с их облезлыми обнажЄнными телами. ј тут ещЄ ћишка с гитарой загл€нул в читалку:

 - ост€, пойдЄм споЄм песенку!

 -ј ты как, уже готов к экзамену? Ц спросил € ћишку.

 -Ќаверно..., - пожал плечами ћишка.

 ¬ общем мы с ним ещЄ полчаса давали концерт в бытовке, а вокруг с кастрюл€ми так и сновали туда-сюда симпатичные первокурсницы. »з нашего концерта мне больше всего запомнилась песн€ барда-геолога √ородницкого, в которой такие слова:

 

 ј мне не “ани сн€тс€ и не √али-

 Ќи пол€ родные, ни леса...

 ј в —енегале, братцы, в —енегале

 я такие видел чудеса:

 ќх, не слабо, братцы, ох, не слабо

 ѕлеск волны, мерцание весла,

  рокодилы, пальмы, баобабы

 » жена французского посла.

 

 ѕо-французски € не понимаю

 » она по-русски - ни фига.

  ак прекрасна грудь еЄ нага€ !

  ак стройна высока€ нога!

 Ќе нужны теперь другие бабы.

 ¬сю мне душу јфрика свела:

  рокодилы, пальмы, баобабы

 » жена французского посла.

 

 ƒорогие братцы и сестрицы,

 „то такое сделалось со мной?

 ¬сЄ мне сон один и тот же снитс€

 Ўирокоэкранный и цветной.

 » в жару, и в стужу, и в ненастье

 ¬сЄ сжигает душу мне дотла:

 ј в нЄм постель, распахнута€ настежь

 » жена французского посла.

 

 ѕеред глазами моими этой женой французского посла была конечно же облезла€ и чрезвычайно очаровательна€ св€зистка Ћена. ѕервокурсницы слушали наши песенные завывани€ с открытыми ртами, забыва€ помешивать свой суп на плите. ј мы отпели своЄ и пошли спать, потому что завтра экзамен и нам даже не до первокурсниц теперь.

 ¬ нашей 84-ой комнате никто ещЄ не спал, все обсуждали возможные варианты завтрашнего экзамена и спорили о некоторых особенност€х геологического строени€ некоторых отдельных частей нашей необъ€тной –одины Ц ———–.

 я попил чаю и начал укладыватьс€ в постель. “ут припЄрлись ћицук с ƒругом ¬альком. ћицук с порога, едва заметив мен€, начал в обычной своей громогласной манере радостно верещать:

 -ј  остю сегодн€ ѕетька с Ћаткиным застукал на сопке с какими-то девицами! ’а-ха-ха! ¬от он,  ост€! –асскажи-ка нам что там за девочки были?

 ¬ этот момент и ѕетька тоже пришЄл. ясно, что он растрепал ћицуку про красавиц на пл€же и разогрел его донжуанский интерес выше среднего уровн€. ¬се уставились на мен€ - что за новости, какие девицы? ј у мен€ ещЄ не выветрилось ощущение блаженства, испытанного в момент обдирани€ кожи с прелестного стройного тела симпатичной св€зистки. ќб этом им рассказать? ƒа разве они поймут вибрацию моих тонких чувств...? ƒа не приведи √осподи познакомить этих нежных созданий св€зисток с нашими оглоедами-троглодитами!!!

 -Ќу что вам сказать, - начал €, - были девушки, были...

 -» кто они такие? Ц заинтересованно спросил ћицук.

 -ƒа это старые знакомые, с универа, - прин€лс€ врать €, - они на танцы к нам в  расный ”голок приходили, тогда и познакомились... ј тут случайно встретились, поболтали...

 -—импатичные! Ц заметил ѕетька. ћицук ещЄ больше заинтересовалс€: -Ќу?!

 -ƒа какие-там симпатичные, - поморщил € нос, - это только издалека, а вблизи страшненькие. Ќе дай Ѕог ночью присн€тс€! Ќабивались в кино вместе сходить, еле отбрыкалс€... —кучные и нудные... ј что, может кто хочет с ними познакомитьс€?

 «аметив, что интерес к девушкам стал угасать, € решил воспользоватьс€ старым психологическим трюком, которые однажды использовал Ўтирлиц. ћомент был выбран дл€ следующей фразы самый подход€щий. я посмотрел на ѕетьку и неожиданно дл€ всех спросил:

 -“ы там у обнажени€ с Ћаткиным лежал... чудный коренной выход... что там за породы? ƒациты или липариты?

 -ј чЄрт его знает...- почесал за ухом ѕетька.  ак-то не обратили внимани€.. да кака€ разница?!

 -Ќу, не скажи, - не унималс€ €, - завтра экзамен по √еологии ———–, а тут пр€мо под боком лежит такое обнажение, великолепный образец!... ∆ивЄм так вот под скалой, бутылки об неЄ колотим..., а из каких пород та скала даже и не ведаем. √еологи называетс€... ј может быть это вааще песчаники!

 ¬ общем, с девушек тему € перевЄл на геологию, а там разговор и затух, потому что говорить было не о чем Ц завтра экзамен. ≈щЄ некоторое врем€ народ дискутировал на темы геологии, а потом всЄ же легли и потушили свет. «аснуть было не просто, потому что перед глазами крутились обнажЄнные св€зистки, пальмы, крокодилы и баобабы...

 ”тром € встал раньше всех, абсолютно не выспавшись. ƒа где ж там выспишьс€, если тело горит, кожа обгорела. ¬ общем голова, как котЄл, в голове сыра€ каша из солнечных зайчиков и из вороха непереваренной информации по √еологии ———–. ¬ душ идти не охота было, поэтому в бытовке ополоснулс€ по по€с, поставил голову под струю холодной воды, чтобы немного прийти в себ€. ѕозавтракал и пошЄл на факультет. ќт вчерашнего голубого неба осталс€ только краешек, с юга т€нуло белые облака, погода портилась. “ак что встретитьс€ со св€зистками наверно не получитс€, - подумал € огорчЄнно.

 Ќа факультете первый кого € увидел был —€ва, так звали меж собой студенты замдекана. ќн как раз выходил из деканата:

 -«дравствуй,  ост€! Ќа экзамен? √еологи€ ———–Ш

 -«дравствуйте, ¬€чеслав »ваныч! Ќа экзамен...

 -Ќу, ни пуха , ни пера! Ц пожелал мне он мне.

 -  чЄрту! Ц улыбнулс€ €.

 Ёкзамен уже началс€. ѕрофессор ¬асильковский сидел за столом, на котором лежали беленькие билеты, а несколько студентов из разных групп уже сидели за чЄрными длинными столами-партами и готовились. я поздоровалс€, профессор ответил приветливо и предложил т€нуть билет. Ќе дай Ѕог выт€нуть какую-нибудь др€нь, до которой € не успел дочитать! ћысленно отсчитал от краю по словам фразы: мама-сказала-брать-вот-эту!

 —уеверие конечно, но что делать? ¬ыт€нул билет, показал его профессору и пошЄл готовитьс€. ¬ыбрал поудобнее место, подальше от профессора и огл€делс€ по сторонам. ¬се студенты делали вид, что думают над билетом, закатывали к небу глаза, что-то шептали про себ€, а потом быстренько списывали с лежащей на колен€х книги нужную информацию. ¬прочем профессор этого ничего не замечал, не вставал неожиданно и не ходил между р€дами, как это делают некоторые вредные преподаватели на экзаменах. ¬ общем не так страшен чЄрт, как его малюют. ћожно значит списать и никаких проблем! —одержание вопросов в билете придало мне ещЄ больше уверенности. ѕрактически ничего нового и неизвестного в этих вопросах дл€ мен€ не было. ј про ƒонецкий угольный бассейн Ц так это вообще вопрос дл€ школьников! Ќаверно ещЄ с первого класса ’лудеева с —афоновой в нашем классе эту сценку разыгрывали. “ам типа студент нерадивый выучил один только билет и его же вытащил. » чЄтко отвечал по вопросам того билета, только сволочь-профессор вопросы задавал не в том пор€дке, как они сто€ли... ј студент был тупой, поэтому шпарил по бумажке, не вника€ в суть вопроса, вс€кую чушь. ѕрофессор от студента офигел и спрашивает:

 -„то ты несЄшь? √де у теб€ мозги?

 ј судент без запинки отвечает:

 -Ќемного в ƒонбасе, немного в  узбасе, а остальное в  араганде... ха-ха-ха!

 ¬ общем, уже в четвЄртом классе все знают про ƒонбас с его угл€ми, да ещЄ плюс к тому фильм ЂЅольша€ жизньї с его знаменитой песней Ђ—п€т курганы тЄмныеї....

 √отовилс€ € не долго. ¬ шпаргалку всЄ же немного подсмотрел, но без особенной нужды, а дл€ пор€дку, на вс€кий пожарный случай. ќднако никто ещЄ не шЄл отвечать, хот€ было видно, что другие ещЄ раньше мен€ успели накатать себе с книжек правильные ответы. Ќу, а мне уже надоело сидеть и € подн€л руку, как примерный ученик, который рвЄтс€ отвечать к доске.

 -Ќу, давайте, давайте, отвечайте, - сделал приглашающий жест профессор. Ќу, € и начал пр€мо по бумажке строчить. Ќо не как пулемЄт, а делал паузы, рассказывал с выражением, жестикулиру€ и сып€ разными примерами из геологической жизни. Ћюбо дорого было бы посмотреть на мен€ со стороны, это был триумф победившего страх студента, уверенно сдающего сложную дисциплину строгому, неподкупному профессору. ¬асильковский довольно кивал головой, дела€ при этом какие-то пометки у себ€ в пикетажке, а потом вдруг и говорит:

 -¬сЄ хорошо, замечательно! ¬от только скажите мне, пожалуйста, из каких растений образовались угли ƒонбаса? Ц при этом он уже вз€л в руки мою зачЄтку, €вно с намерением нарисовать там жирную п€тЄрку. » тут мен€ будто чЄрт дЄрнул. ¬ перегревшихс€ вчера на солнце мозгах что-то щЄлкнуло, перемкнуло и € лихо л€пнул:

 -ясно из каких растений! “ам росли пальмы и баобабы!

 ѕрофессор отложил в сторону мою зачЄтку и вопросительно на мен€ посмотрел. Ќарод за партами начал ржать, а €, словно в ступоре, идиотски улыба€сь, не мог сказать ни слова. ¬опрос, который был проще пареной репы, превратилс€ дл€ мен€ в пытку. ¬еро€тно вчера так напекло голову, что произошЄл сдвиг по фазе. я в самом деле не мог вспомнить что там за растени€ росли!

 -«наете что, - нахмурилс€ ¬асильковский, - € ¬ам ещЄ задам пару вопросов, а пока с€дьте вот тут, придите в себ€, - и он указал на скамью пр€мо перед ним, где ни спросить ни у кого, ни списать, ни подсмотреть шансов не было. Ёто была та сама€ знаменита€ —камь€ Ўтрафников! Ќу, € попал...

 Ќо что ж тут поделаешь, не рассказывать же профессору о нелЄгкой доле студента, который под пал€щими солнечными лучами старательно училс€ и готовилс€ к экзамену, а две прелестные ведьмочки коварно сбили его с праведного пути...

 я скромно сел на скамью штрафников. ј профессор посмотрел на часы и решил поторопить ход событий:

 -“ак! я смотрю, что многие уже готовы, прошу ко мне.

 Ќерешительно, но куда же деватьс€, пот€нулись первые ласточки отвечать на свои билеты. ј € сижу себе тихо,никого не трогаю, слушаю их ответы. Ёто ж сколько полезной информации € тут получил! “о, что было белыми п€тнами в моих знани€х, рассеивалось и приобретало твЄрдые очертани€. ѕоэтому когда наконец профессор вспомнил обо мне, и на не отвеченный нерадивым сокурсником вопрос он велел отвечать мне, то € тут же чЄтко выдал правильный ответ. —туденты, выспавшись и плотно позавтракав, всЄ подходили. »з желающих отвечать к профессору уже образовалась небольша€ очередь, и они пересели за парты поближе. ј профессор также вошЄл в рабочее состо€ние и вместо выслушивани€ заготовленного текста задавал каверзные вопросы, которых в билете не было. ≈стественно на неправильный ответ должен был снова и снова отвечать €. ј € уже вошЄл в роль отвечающего за всЄ, и с этим спокойно справл€лс€, не оставл€€ сомнений, что сижу на скамье штрафников по досадному недоразумению. ¬прочем € давно уже сидел свободно и независимо. Ќе скромно сложив на коленках руки, а развалившись полулЄжа и закинув ногу на ногу, весело разгл€дыва€ всю аудиторию. “ем временем вышел отвечать ¬овка √олубь, как обычно чрезмерно волнующийс€ на экаменах. ¬се обычно волнуютс€ на экзаменах, но у √олуб€ волнение было €рко выражено неравномерными красными п€тнами на лице и сильным заиканием. ¬ообще-то мы с ним учились в разных группах и были едва знакомы, но мне было известно, что в обычной жизни он практически не заикалс€, был таким же как все. ј вот на экзаменах с ним творилось чЄрт знает что. Ёто при том, что был он парень серьЄзный, наверно даже отличник. Ќачал √олубь довольно сносно, почти не заика€сь оттарабанил по вопросам билета, но тут ¬асильковский задал ему дополнительный вопрос:

 -ј какие продукты динамо-метаморфизма ¬ы знаете?

 “ут у ¬овки и случилс€ неожиданный приступ заикани€.“о есть пытаетс€ что-то сказать, но не может, спазм какой-то нервный. ј профессор ждЄт ответа. —ерЄга ЎмелЄв, полага€ что √олубь не знает ответа, подсказывает шип€щим шЄпотом с рассто€ни€ двух метров через две парты: - атаклазиты!

 ¬се его разумеетс€ слышат, в том числе и профессор. ясно, что √олубь тоже его услышал и начал громко: - -х!  -х!  -х!  .......

 ј ЎмелЄв продолжает: - и милониты!

 √олубь прекращает выговаривать букву   и переходит к милонитам: -ћ-м! ћ-м! ћ-м!...

 ѕрофессор видит, что бесполезно ждать полного произнесени€ катаклазитов с милонитами от бедного √олуб€, махает рукой и ставит ему п€тЄрку.

 -Ќу, а ¬ы сможете нам сообщить какие продукты получаютс€ в результате динамо-метаморфизма? Ц обращаетс€ профессор снова ко мне.

 -ѕродуктами динамо-метаморфизма €вл€ютс€ тектонические брекчии, катаклазиты, милониты, - без запинки отчеканил €.

 -“ак может быть ¬ы нам скажете наконец также из каких растений образовались угли ƒонецкого каменноугольного бассейна? - ехидно ухмыльнулс€ профессор.

 -ƒа разве может быть что проще?- сказал €, - основную массу растений, превратившихс€ в определЄнных геологических услови€х в каменный уголь, представл€ли собой папоротники, хвощи и плауны.

 -„то же ¬ы, голубчик, сразу не сказали? Ц профессор покачал укоризненно головой и вз€л в руки мою, видавшую виды, зачЄтку. я увидел, как он размашисто написал ’ќ–ќЎќ и поставил крутую как восклицательный знак подпись. ѕосле —камьи Ўтрафников € даже не мечтал получить четвЄрку! — души свалилс€ камень, рот у мен€ расплылс€ до ушей. —трашный экзамен был позади!

 ѕослесловие

 –адость от победы на экзамене была несколько омрачена испортившейс€ погодой. ѕохолодало, туман и холодный ветер не оставл€ли никакой надежды на встречу с девушками св€зистками. Ћезть на сопку загорать в такую погоду мог только сумасшедший. Ѕез адреса девушку можно найти только в кино, в кинокомедии. ј тут и фамилии не было... ќставалось только вздохнуть и пойти с при€тел€ми отмечать успешно сданный экзамен.

 јдальше были другие экзамены, жизнь закрутилась в водовороте событий, в рутине, в мельканьи лиц, так что случайна€ встреча со св€зистками была первой и последней.

 “от 1978 год был очень насыщен событи€ми. ¬ начале года у нас была экскурси€ по месторождени€м  авказа. √осударство могло тогда позволить полностью оплатить дорогу туда и обратно с ¬ладивостока на  авказ целой ораве обыкновенных студентов.

 я тогда впервые увидел столицу нашу ћоскву, попробовал пепси и фанту в автоматах в аэропорте ƒомодедово. ћы побывали в Ѕаку с его восточным колоритом, с древней каменной ƒевичьей Ѕашней, с финиками на пальмах на ѕроспекте Ќефт€нников и с маслинами в «елЄном “еатре. ћы увидели как качают нефть из скважин, и как добывают руду в “ырнаузе в  абардино-Ѕалкарии.... ¬сюду нас встречали добрые, приветливые лица людей разных национальностей. ј какие дегустации разнообразных вин мы устраивали по вечерам! ј сколько неверо€тных историй с нами тогда происходило. ћы даже ухитрились заработать себе на пиво на знаменитом Ђѕровалеї в ѕ€тигорске!...

 ј летом была преддипломна€ практика, со сплавом на плоту по таЄжной реке ”чур с широкими плЄсами и с узкими теснинами, где ждали коварные пороги. ћного чего было потом...

 —туденческие годы пролетели быстро, мы защитили дипломы и судьба разбросала всех по обширным просторам ƒальнего ¬остока и —ибири.  то-то оказалс€ на  амчатке, кто-то на —ахалине, кто-то в ’абаровском крае, кто-то в ѕриморье.

 ћы влились в большую армию геологов в разных экспедици€х, и долгие годы нашим домом была проста€ палатка, нашим рестораном был костЄр с дым€щейс€ кашей, а транспортом были вертолЄты, лошади, олени ... Ќет, в основном мы перемещались в пространстве на своих двоих, через горы, долины и болота в бесконечных маршрутах..

 ћы вели поиски и разведку месторождений в глухой тайге, проводили геологическую съЄмку. ћы знали, что это нужно стране, что наш труд вливаетс€ в общую копилку всего советского народа. Ёто был нелЄгкий труд, порой опасности подстерегали в маршруте в виде неожиданно крутых скал, топких болот, стремительных рек и диких зверей... ј нам казалось, что мы не надолго расстались, что пройдЄт год-два и мы встретимс€ и будем вспоминать о местах, в которых нам довелось побывать, о неповторимых красотах природы, о сногсшибательных истори€х, которые непременно случаютс€ в экспедици€х.

 Ёх, нельз€ вернутьс€ в то доброе врем€, и не так-то просто встретитьс€ с друзь€ми, да и ушли некоторые по дороге, из которой не возвращаютс€....

 “олько в пам€ти можно вернутьс€ туда, увидеть и услышать нас тех Ц молодых и немного наивных.  огда мы сдавали экзамен по √еологии ———–, мы не могли даже представить, что не станет ———– и от самой геологии почти ничего не останетс€.

 — развалом ———– все наработки советских геологов многих поколений, все открытые нами месторождени€ стали источником обогащени€ частных добывающих компаний и даже отдельных лиц. Ќовые русские олигархи прошли короткий путь к обогащению, потому что им достаточно было только присвоить то, что принадлежало до этого всему советскому народу. Ёто на ƒиком «ападе олигархами становились после двух-трЄх столетий работорговли, пиратства и нещадной эксплуатации, а тут раз-два и в дамках! ... Ќаверно этим нуворишам достаточно открытых нами запасов в поземных кладовых. “еперь они выкачают и выгребут всЄ, до чего доберутьс€, а дальше Ц хоть потоп. ќни живут сегодн€шним днЄм, они не думают о народе и о потомках.

 ћногочисленные геологоразведочные экспедиции прекратили своЄ существование в основном, геологи стали не нужны. ¬ысококвалифицированные специалисты-геологи остались не удел, им пришлось переквалифицироватьс€ в бухгалтеров, в учителей, в сторожей... ≈сли и теплитс€ ещЄ кака€-то жизнь в геологических институтах, то благодар€ некоторой инерции и благодар€ энтузиазму всЄ тех же советских геологов, которых ничем нельз€ сломить.

 ќднако, когда наконец через несколько лет ново€вленные буржуи сбегут с чемоданами барахла на «апад, то после них останутс€ разорЄнные недра и мрачные перспективы. ¬едь стране оп€ть понадоб€тс€ геологи дл€ поиска и разведки новых месторождений, а опытных и профессиональных кадров почти уже не будет... как нет теперь √еологии ———–.


–екомендовать дл€ прочтени€


ѕроверить орфографию сайта.
ѕроверить на плагиат .
      ¬ерси€ дл€ печати
      „итать/написать комментарий                     ол-во показов страницы 16 раз(а)






ѕоэзи€



„то пишут читатели:


(последние 10 комментариев)


^ Ќаверх


јвторы ќбсуждени€ јльбомы —сылки ќ проекте
ѕрограммирование