Котова (Анисимова) Мария Яковлевна
Гололед
Алиса Вячеславовна шла по коридору в кабинет шефа.
По дороге она позволила себе подарить улыбку Федору — компьютерному гению фирмы «Авто». Федор от восторга чуть не проглотил сигарету. Глаза забегали. Курить перехотелось. Захотелось стать всемогущим и неотразимым. Чтобы вызывать не только улыбку.
Заведующий отделом сбыта фирмы «Авто», которого коммерческий директор Алиса Шиманская улыбкой обделила, наоборот, затянулся поглубже.
— Не облизывайся, — посоветовал он Федору. — Эту крепость не взять никаким приступом. Проверено. Да и Макс завтра же на улицу вышвырнет.
— Не вышвырнет, — неуверенно возразил Федор. — За мной — сила. Я — спец высокого класса.
— За тобой — слюни. Из-за Алисы. Ты когда на нее пялишься, старайся хоть на что-нибудь переключаться, чтобы не так заметно было, как ты мысленно снимаешь с нее английский костюм и бельгийское белье. Думай про свой Интернет, что ли, или что там у тебя еще. А системщиков и программистов сейчас — как грязи. Так что думай.
— Откуда ты про белье знаешь? — Федор вытащил из пачки очередную сигарету.
— Куришь много, мальчик. Успокойся, не знаю. Просто предполагаю. Какая разница, в конце концов — бельгийское, французское… Тебе все равно никогда не узнать.
И заведующий отделом сбыта легонько вздохнул. Он бы вздохнул и во всю мощь легких, но понимал, что результат в обоих случаях — один. Никакой.
Алиса Вячеславовна заглянула в приемную.
Референт шефа встал, приветствуя коммерческого директора. Нет, не входило в список служебных обязанностей референта по-военному вытягиваться чуть ли не в струнку. Но дело в том, что Алиса Шиманская была не просто коммерческим директором. И не просто красивой женщиной. И не просто из тех, которым уже за пятьдесят, а смотрятся на тридцать пять максимум. Алиса Шиманская была супругой Максима Максимовича Шиманского. Шефа фирмы «Авто», торгующей автомобилями. Хозяина то есть.
— Максик, — пропела Алиса, заходя в кабинет шефа-мужа, — Чеповские звонили. Ждут.
— Так рано?
— Максик, уже пять часов. А на улице — гололед. Пока доберемся… А еще ведь домой надо. Переодеться.
Максим Максимович кивнул в знак согласия. Стал раскладывать бумаги по ящикам.
Алиса Вячеславовна подошла к окну.
— День заметно прибавляться стал. Еще совсем светло…
— Весну ждешь? Время торопишь? — спросил муж.
В тоне проскользнуло что-то, не совсем ласкающее ухо. Алиса самой себе приказала: «Показалось».
Там, на улице, — мороз и гололед. И зима какая-то совсем не одесская. Минус десять. В феврале.
По дороге, пошатываясь, шел бомж. Алиса недовольно сдвинула брови…
…Тогда, в девяностом, тоже был гололед. И мороз. И бомж копался в урне для мусора. Это еще не примелькалось так, как теперь. Да и слово было малознакомым. И она спросила Макса:
— Что такое бомж?
— Аббревиатура. Без определенного места жительства. А по сути — это то же самое, что клошар — у Сименона.
— Ты умный, Максик, — сказала Алиса. — Давай подадим этому, что копается в мусоре, что-нибудь?
— Обязательно, — согласился муж. — Только помни, пожалуйста, что всех не прокормишь.
Он сунул старику купюру. Старик поблагодарил.
Это все было в девяностом. В Одессе. На улице Короленко. Почти у самого входа в Художественный музей. Они облагодетельствовали, как могли нищего и решили где-нибудь согреться.
«Тебе, Женщина»: выставка работ Ивана Кривенко» — значилось у входа.
— Обогатимся культурно? Тем более что как будто специально для тебя, женщина, — спросил Макс.
И они вошли.
Это было давно, в девяностом. Им было по тридцать девять лет. Ваське — четырнадцать. И бизнес их только начинался. И приходилось экономить почти на всем. И Алису это раздражало. Но она полагалась на Макса. Она со дня их первой встречи поняла, что люди надежнее Максима встречаются только в книгах.
Она хотела в кафе. Макс предложил на выставку. На выставку — дешевле…
…— Отпрыск звонил? — уже сейчас, в две тысячи третьем, спросил Макс.
— Да… На УЗИ сказали, что у них будет девочка.
— Значит, мой сын — ювелир, — обрадовался Макс и подошел к жене. — Алиска, мы с тобой станем дедушкой и бабушкой. Наша внучка будет учиться в Оксфорде… Что тебя так заинтересовало на улице?
— Ничего, просто так.
— Тогда я одеваюсь. Только выйду на минутку.
Алиса не ответила. Алиса смотрела в окно на замерзающего бомжа, который присел на скамейку возле входа в здание фирмы. Охранник подошел к нему сразу же, тот еще и не успел вздохнуть, наверное. Она не слышала слов, но поняла, что старика прогоняют. Скамья у входа в здание фирмы «Авто» — не для отребья.
Бомж покорно поднялся. И пошел себе дальше. Он шатался. Он был то ли пьян, то ли смертельно устал, то ли вообще все у него уже было — смертельно…
И зачем, зачем он повернул голову, зачем приподнял ее, свою мало что соображавшую голову, в дырявой вязаной шапке-колпаке, найденной среди мусора на «своей» территории?
И зачем было Алисе Вячеславовне всматриваться в это грязное лицо?
Вгляделась — вздрогнула.
И приказала себе опять: «Показалось!».
Показалось, не он. Не он это. Не может этого быть!
Этот — глубокий старик.
А Ивану… Всего шестьдесят…
…Это было в девяностом, когда среднестатистические граждане уже всего начитались и перестали вообще что-либо понимать, и полки в магазинах были пусты, и как-то неуютно. Мороз. Гололед.
И — на тебе — выставка работ какого-то Ивана Кривенко. «Тебе, Женщина».
Они зашли в помещение музея. Они посетили выставку. И Алиса чуть обалдела. Картины были показались странными. И женщины на них… Портреты… Глаза… Упрек в глазах… А если радость — то неуемная какая-то… И наслаждение…
— Макс, ты заметил, что никто на этих портретах не смотрит просто так? — восхищалась Алиса. — Или бурная радость, или — абсолютная печаль. Никакой золотой середины. Это хорошо, как ты думаешь? Так бывает? А вот эти, обнаженные… Они как будто стесняются, что позируют… Как это, Макс?!..
Макс молчал. Ходил, смотрел, возвращался, снова ходил…
— Не знаю, Алиса, — сказал вдруг. — Мне — никак. Я больше пейзажи люблю… А тут мне одно понятно…
— Что?
— Автор картин — бабник еще тот…
Он сказал это чуть громче, чем говорил обычно. И кто-то услышал.
И подошел к ним.
Он молча посмотрел на Макса. Потом — на Алису.
Улыбнулся. Не к месту.
— Вы хотите что-нибудь сказать о картинах? — спросил он. — Сейчас сюда телевидение нагрянет. Будут снимать. Интервью брать. Может, скажете что-нибудь?
— Что именно? — Максу захотелось уточнения.
— Ну… Что хотите… Что художник — бабник, например. Что в голову придет. У нас же гласность.
— Не нужно подслушивать, — посоветовал Макс. — Я с женой разговаривал. Не с вами. Могу я иметь свое мнение? И вообще, кто вы такой? Режиссер с телевидения? Поклонник таланта этого…
— Ивана Кривенко. Нет, я не поклонник. Я — тот самый бабник. По совместительству — художник.
— Тогда — простите. Я не хотел вас обидеть.
— А вы меня вовсе и не обидели. Это скорее комплимент, — миролюбиво сказал тот.
И Алиса стала его изучать.
И совершенно напрасно, потому что никогда не знаешь, чем может подобное занятие закончиться.
Зачем замужней женщине изучать незнакомого мужчину, пусть даже художника, чьи картины чем-то затронули?
Но она и понятия не имела о подобных опасностях, стояла себе и смотрела, и почему-то старалась запомнить его лицо, словно сама собиралась писать его портрет. Господи, худой какой… А глаза черные-черные, как у Кашпировского… А пальцы… Как это? Разве бывают такие длинные пальцы? Такие тонкие? А губы… Губы… И улыбка…
— Пойдем, Алиса, — сказал тогда, в девяностом, ее муж. И потянул за собой.
А художнику сказал:
— Извините, мы очень торопимся…
…Не он! Не он! Не Иван!
— Пойдем, Алиса! — послышалось за спиной. — Да что ты в окно уставилась? Что ты там увидела?
Шеф-муж и сам посмотрел в окно. Улица. Мороз. Гололед. Никого.
Он не заметил бомжа, который уже перешел на другую сторону и присел на корточки…
Алиса подумала: нищему плохо. Ему очень холодно…
Алиса подумала: не он.
И снова приказала себе: «Показалось!».
Мало ли что мерещится…
— Пошли, Макс.
Чеповские с хорошо известным: «Какие люди!» встретили их на пороге своего маленького особнячка.
Таня оставила на щеке Макса четкий след ядовито-малиновой помады. Расхохоталась. Максим Максимович чуть поморщился, потому что Таню недолюбливал. Но тайно, про себя, и это не мешало им общаться.
Таня обнимала подругу, Алик привычно, а, скорее, уже зазубрено, подмигнув Алисе, сострил:
— Ну что, как всегда? Займемся групповушкой?
Шиманские снимали обувь, им выдавали тапочки, Таня сообщила, что сегодня на ужин — нечто совершенно невообразимое.
И Макс снова поморщился.
Они пили шотландское виски, ели и «совершенно невообразимое», и совершенно общепринятое.
— Алиска, ты сегодня такая загадочная… Проблемы? — спросила Таня.
— Нет никаких проблем, — ответил за Алису муж. — То есть обычные проблемы.
— Пулечку распишем? — не терпелось Алику.
— Подожди ты со своей пулечкой, у меня еще горячее и десерт…
— Господи, сколько можно жрать? — взмолился Алик и положил себе на тарелку еще немного совершенно невообразимого…
…Тогда, в девяностом, тоже была зима. У Чеповских не было никакого особнячка. И тапочки не выдавались…
Тогда, в девяностом, был гололед, и они возвращались с Максом домой с прогулки, завершившийся незапланированным посещением выставки. Алиса спотыкалась. Она не смотрела под ноги.
Через день она почувствовала равнодушие к пище. Потом — к телевизору. Смотрела — не видела ничего. Отвечала рассеянно.
Макс спросил:
— Мать, ты часом не беременна?..
Через три дня она пришла в музей. Одна, без Макса. Он и понятия не имел. И не должен был иметь. Она спросила у первой попавшей сотрудницы:
— Где я могу видеть художника Ивана Кривенко?
— Его нет сегодня. А что, вы хотите что-нибудь купить?
Купить, подумала она. Как это — купить?.. И тут же поняла, закивала радостно:
— Да, да, купить! Где мне найти его?
— Я ему сейчас позвоню, — сотрудница тоже обрадовалась. — Вы его подождете?
«Я буду ждать его хоть всю жизнь», — чуть было не призналась Алиса.
Она снова смотрела на его картины, она думала, она поражалась. Она не понимала.
«Что я ему скажу?» — подумала вдруг она.
Испугалась.
— Я здесь, — услышала за спиной.
Алиса повернулась, попыталась улыбнуться.
— Пошли, — сказал он.
И она пошла.
В мастерской…
…— Алиса, да что с тобой сегодня? — рассмеялась Таня. — В пятый раз спрашиваю — тебе чай или кофе?
— Кофе, — сказала Алиса.
Макс посоветовал ей выпить чаю. Она согласилась…
…В мастерской было холодно и полутемно. И картины. И рамы. И пахло как-то непривычно. Он вел ее за собой, за ширму, где стояла кровать, на которой он спал, если работа затягивалась и домой возвращаться уже было поздно.
— Я не могу тебя пригласить к себе домой. У меня там бардак, — сказал он. — Хочешь коньяку?
— Нет.
— У меня есть бутерброды.
— Я не голодна… Иван, я никогда не изменяла своему мужу.
Он поцеловал ей руку. Потом другую. Потом каждый палец…
— Вы уходили тогда, — признался он, — и мне хотелось бежать за вами… Как тебя зовут?
— Алиса…
— Вот и познакомились, — сказал он. — Ты дрожишь. Тебе холодно?
— Мне страшно.
— Сейчас тебе не будет ни страшно, ни холодно…
…Чеповские что-то рассказывали. Они всегда рассказывали именно так — на пару. Перебивая друг друга. И Макс снова морщился. Алиса сказала, что не хочет играть в преферанс. И повисла тишина. Потому что больше заниматься было как бы и нечем. И говорить — тоже. Все насущные проблемы обсуждены. Включили телевизор. Пробежались пультом по невероятному числу каналов. Остановились на какой-то «полуклубничке». Таня комментировала:
— Алиса, ты только глянь, что делается… Сбросить бы годочков двадцать…
— Ты и сейчас ничего, — подмигнул Алик. — Выдаешь иногда похлеще, чем вон по ящику показывают… Ребята, вы устали сегодня, да?..
…Он оказался прав: не было ни холода, ни страха. Был только вопрос, который она задавала бесконечное количество раз:
— Что это было, Иван? Иван, что это было?..
Он не отвечал. Он снова целовал ей руки. И прижимал к себе, защищая от холода. А, может быть, от страха.
Он сказал:
— Я один. Переходи ко мне. Не бойся.
— У меня сын, — призналась Алиса.
— С сыном.
— Так не бывает, — сказала Алиса.
Он возразил:
— Бывает.
Он оказался прав. Бывает. Макс, правда, не отдал сына. Васька и сам не захотел.
Скандала не было.
Максим морщился:
— Ты же не знаешь, что это такое — вот та богема, в которую срываешься из дому. Ну переспала — и переспала. У всех вас, у баб, как сорок стукает, так и планка падает. Вы старость чуете, как собаки — опасность. Во все тяжкие пускаетесь. Что ты удумала, дура?
Дура просила:
— Отдай Ваську.
— Хрен тебе, а не Ваську. Скажи спасибо, что без бланшей к своему трахальщику поползешь. Ничего, еще приползешь обратно. Учти, не пущу…
Квартирка была маленькой-маленькой. Как туда набивалось такое количество людей? Кто они были, эти люди? О чем спорили?
Алиса не понимала. Она поила их крепким чаем и кофе. Потом собирала окурки, проветривала комнату. Ждала ночи. И снова шептала:
— Что это было, Иван?..
Алиса поджидала Ваську возле школы. Уводила его в парк или еще куда-нибудь. Объясняла, как могла.
— Мне без тебя плохо, мамочка, — признался однажды Васька. — Но я тебе не нужен. Так папа говорит.
Она рыдала в Васькино плечо, Обнимала его потом. Уже молча.
Картины продавались плохо. Иван писал ночами. Она ревновала к натурщицам — юным, длинноногим.
Приходящие раздражали. Уходящие радовали. Денег не хватало.
Так прошел год. И еще один.
Иван рассказывал о судьбе Гогена и Ван-Гога. Иван был непонятен.
О нем писали. То — очень плохо, то — излишне хвалебно.
Она спросила однажды:
— Может быть, ты займешься делом?
Иван спросил:
— Что ты имеешь в виду?
— Надо же каким-то делом заниматься, — пояснила она, как могла.
— А то, что я делаю?
— Ну, это для души…
Он молча ушел. Вернулся пьяный. Лег спать на пол.
Она спросила однажды:
— Ты спишь со своими натурщицами?
Он ответил, не задумываясь:
— Случается…
И она заплакала. Наутро проснулась с высокой температурой. Осложненный грипп.
Он поил ее молоком с медом, ставил горчичники. И целовал, целовал ей руки, словно участковый терапевт прописал такое вот лекарство.
— Не бросай меня, — попросил он однажды. — Я без тебя… Только никогда не говори, что живопись — мое увлечение…
Она не поняла, при чем здесь живопись, но промолчала.
Максим смилостивился, дал добро на встречи Васьки с мамой. Она привела его к ним домой. Иван радовался, как ребенок. Васька зачарованно смотрел на картины. Слушал Ивана, раскрыв рот.
Иван стал «дядей Ваней». Сделал модель какого-то старинного фрегата, Ваське подарил. Тот обалдел от восторга. Алиса смотрела на них, думала…
Она прожили вместе два с половиной года. Не хватало денег на новые вещи. А так хотелось одеться, чтобы не хуже, чем Танька.
Танька советовала:
— Подруга, Макс на ноги становится. Смотри, не опоздай. Его бабы уже и так пытаются на части рвать. Он себе пока — так-сяк. А потом и посерьезнее что-нибудь найдет.
Вечером — снова гости. Снова — крепкий чай и кофе. Иногда — дешевое спиртное, если кошелек позволял. И снова спорят до хрипоты о какой-то выставке…
Утром шла из магазина. Денег хватило на хлеб, бутылку кефира и двести граммов «Любительской». Босоножки изношенные, смотреть противно…
Машина остановилась прямо у ее ног, обутых в эти самые драные босоножки. Макс показался из приоткрытой дверцы:
— Привет!..
— Привет, — сказала она.
— Подвезти?
— Не надо.
Максим вышел из машины, посмотрел. Оценил.
— Он что, тебя голодом морит? А во что он тебя одевает?
Алиса сказала:
— Он другой.
— Конечно, конечно. Богема. Говорят умно. Рисуют криво. И никто их шедевров не покупает. Время только уже другое. А они не понимают. Они же такие, художники, они — «так видят»…
— Он работает. И еще собирается подрабатывать. Ему что-то предложили. Какие-то витражи… Он для меня ничего не жалеет. Он меня любит.
— Ну-ну…
И Макс уехал.
И — очередные гости… Она сказала:
— Пои их сам. Кормить нечем. А у меня голова болит.
Таньке потом позвонила:
— Меня Макс не выгонит?
— Не знаю, — сказала Таня. — А что?..
Пришла домой, Васька дверь открыл.
— Ты сама? — разочарованно спросил. — Без дяди Вани?
Макс появился за Васькиной спиной.
— Денег нужно?
— Нет… Я…
— Понятно… Проходи…
Алиса заехала к Ивану за вещами. Да какими там вещами?.. Тряпками своими жалкими… Думала — Иван в мастерской. А Иван дома отказался.
— Алиса, я не смогу без тебя.
И снова бросился руки целовать. Она руки отнимала. Плакала, но отнимала.
— Это не жизнь, Иван. Так люди сейчас не живут…
И — снова в слезы. Потому что знала — не будет больше — «Что это было, Иван? Что это было?»…
…Таня снова поцеловала Макса. И снова оставила на его щеке след от помады. И опять рассмеялась.
— Классная групповуха получилась, — подмигивал Алисе Алик…
— Мороз, — сказала Алиса мужу на улице, когда они садились в машину.
— Да, — согласился муж. И напомнил водителю о гололеде.
— Конечно, Максим Максимович, поедем осторожно.
— Все нормально? — привычно спросил Макс охранника на следующее утро, когда шофер ровно в девять бережно доставил хозяина с супругой прямо к входу в здание фирмы «Авто».
— Как вам сказать… — неторопливо начал охранник. — Нет, с фирмой все в порядке. Но тут под утро один бомж окочурился. Он еще вчера вечером здесь крутился… Представляете, хочу сегодня утром выйти — не могу. Он замерз. Прямо под нашей дверью. В общем, пришлось милицию вызывать. И все такое прочее. А так все нормально.
— Другого места не нашел, — недовольно сказал Макс. — Тоже мне, реклама. А менты что говорили?
— Без проблем. У старикана оказались документы при себе. Так что к нам — никаких претензий.
«Мне показалось!» — приказала себе Алиса. И улыбнулась только что подошедшему Федору. Федор покраснел и поскользнулся. И почти упал.
— Гололед, — виновато проговорил он, косясь на хозяина.
— А какие могут быть к нам претензии? — не обратил никакого внимания на Федора шеф. — Не заказное же убийство тут случилось. Не депутата же шлепнули.
— Какого там депутата! — рассмеялся охранник. — Бомж — и есть бомж. Кривенко какой-то. Я в ментовской бумажке расписывался, так и фамилию запомнил…
Алиса дала себе приказ: «Совпадение!». Потом поскользнулась. И упала. И сломала каблук своего нового темно-вишневого финского сапога. Мужчины бросились спасать коммерческого директора, нежно подняли, расспрашивали, все ли в порядке, не ударилась ли больно…
— Все нормально, — улыбнулась Алиса.
И — как будто извиняясь, как вот только что Федор, словно оправдываясь, —объяснила:
— Гололед…
Чтобы написать комментарий - щелкните мышью на рисунок ниже
Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
Кол-во показов страницы 24 раз(а)
2012-05-27
Рассказы
Что пишут читатели:
-
Наталья (2012-07-21)
Мария, ну умничка! Читать вкусно!Я тут зачитала чью-то ( а вообще-то Вашу) "Царскую водку"... Море удовольствия!Столько родного и близкого, из юности...Давайте познакомимся))) Или хотя бы спишемся))) 5979@ukr.net Наташа