Виртуально Я. Литература для всех Стихи, проза, воспоминания, философские работы, исторические труды на "Виртуально Я"
RSS for English-speaking visitors Мобильная версия

Главная     Карта сайта     Конкурсы    Поиск     Кабинет    Выйти

Ваше имя :

Пароль :

Зарегистрироваться
Забыли данные?



(Написать письмо )

Теософам о ТЕОСОФИИ. Дружественные замечания

 Начинающим теософам о большой ТЕОСОФИИ. Конструктивная критика и дружественные замечания

 

 

  «Можно по-разному относиться к Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, но они познакомили Америку, Европу и Россию с древневосточным интеллектуальным наследием, сопоставимым по масштабу только с трудами античных философов».

 Скорее всего, это общепринятое мнение справедливо, хотя уж больно отстраненно. Я не могу относиться к названным лицам беспристрастно. Объективных «вообщечеловеков» в природе не существует, все – конкретные и разные субъекты, поэтому и я отношусь к обеим знаменитым Еленам в высшей степени субъективно. А точнее – весьма уважительно и с большой долей ученического восхищения. Сказать, что в истории России нет сопоставимых с ними женских имён – всё же не осмелюсь, будет привычное художественное лицемерие (кто знает ВСЮ историю России со ВСЕМИ именами?).

  Но от собственного имени я искренне утверждаю, что обе Елены для меня самые великие русские женщины. Они обогатили и научили меня новым идеям, знаниям, новым словам и понятиям, обозначили новую веху на духовном пути (ученые женщины, разные деятельницы или царицы России - всего лишь слабый след в моей памяти).

 

 ЕПБ оказала и продолжает оказывать на меня огромное воздействие. Моё восприятие Единого (бога, бесконечного, закона, Космоса...) благодаря концепции Абсолюту Всебытия и философским основам «Тайной Доктрины», включая «великую аксиому Трисмегиста», стало глубже, целостнее а, главное, ближе и понятнее. Сами собой разрешились или продвинулись некоторые неясные вопросы. К примеру, многие утверждения больших Книг, загадочные шаманы, паранормальные способности психики, эффективность любой религии или психопрактики и другое. Искренне скажу: моя внутренняя жизнь наполнилась новым смыслом.

 

 Однако, при чтении трудов ЕПБ, помимо интереса, одобрения и согласия, появлялись и обоснованные критические мысли. Что и должно быть, если вы свободный и беспристрастный человек, а не выстроены в колонну школяров.

 

  Цельный образ госпожи Блаватской у меня пока не сложился. И я воспринимаю как бы отдельные её мозаичные личности в следующем порядке.

 

  1 Неповторимо своеобразный философ, женщина к тому же, получившая новые необыкновенные эзотерические оккультные знания от весьма загадочных

  Учителей, они же Махатмы или Тибетско-Гималайские Иерархи.

  Эти знания далеки от современной науки, но, тем не менее, уверенно отвечают на труднейшие вопросы происхождения жизни, человека и всего

  Космического бытия, а также закономерности новых жизней после смерти (вечные законы Дхармы и Кармы).

  Непонятно почему, но добротность многих почти сказочных сведений чувствуешь интуитивно.

 

  2. Романтическая идеалистка, великая первопроходчица, создавшая новое оригинальное мировоззренческое движение, сплав религии, мистики, искусства и

  науки, на очень древней основе иного (не привычного церковного) богоосмысления.

  Писательница и переводчица, открывшая Западу неизвестные литературные буддийские шедевры мистического Тибета. Инициатор и соучредитель

  Теософического Общества, существующего до сих пор.

 

 3. Энергичный последовательный критик суеверного мистицизма, христианского богословия и всей ритуально-церковной ограниченности, а также -

  поверхностного научного верхоглядства. Публицистка, выдающаяся путешественница, общественный деятель. Разносторонняя и гениально талантливая

  личность.

 

 4. Блаватская - человек. Обыкновенная земная женщина с недостатками и несовершенствами. Эмоциональностью, избыточно таинственностью женщин и

  непоследовательностью. Она бывает нетерпимой в общении, и не всегда следует тому возвышенному, чему учит.

  Одно дело писать книги, назидать и утверждать Высшие знания, другое – глубоко понять и прочувствовать эти знания и следовать им в реальной жизни.

 

 .

 «Болваны»

 Приведем цитату и слова самой ЕПБ.

  «Теософия — для тех, кто умеет мыслить, или для тех, кто может заставить себя думать, а не для умственных лентяев. В последнее время Е. П. Б. заметно смягчилась. А раньше она частенько называла заурядных учеников "болванами".

  Темперамент высочайшей энергетики, уверенность в собственной правоте, яркая незаурядность и самобытность ... настолько выделяли её из окружающей публики, что она не могла (в соответствии с Кармой - ! ) удержаться от гневного осуждающего словца (были ещё грубости...).

  Конечно, можно сказать, что это наносное и не так существенно, великому человеку надлежит прощать мелкие слабости и прочее. Сама ЕПБ осознавала за собой подобный недостаток и нашла-таки прекрасный и необидный эвфемизм. Пусть это случилось «в последнее время» незадолго до смерти.

  И всё же чуть задержимся. Я не имею права судить «мертвого льва». Просто момент очень важен и касается каждого.

 

  Почему нельзя не только явно унижать и оскорблять кого бы то ни было, но даже выказывать небольшое пренебрежение. Т.е называть человека (и за глаза) посредственным, заурядным, дилетантом, обывателем, графоманом и пр. и пр.

  Сравним Евангелие. Там есть одно место, когда Христос за не такое уж обидное слово «рака» (пустой человек) грозит «Геенной огненной». Кстати, один священник как-то сказал, что это место в Евангелии одно из самых трудных в богословии.

 

  Ответ прост. Читай фундаментальные концепции «Тайной Доктрины», Аксиому Трисмегиста. Но, прежде всего и очень внимательно - Бхагавадгиту и Мокшадхарму, Коран и другие первоисточники.

 Абсолют, Единый Бог – во всём! В целом и в частностях. Вы попытайтесь познать глубину не то что «тупого» оппонента, но младенца, олигофрена, домовой мыши, комара, спиралей ДНК или ядра атома. Физики умнейшие в тупике от разных кварков, «нейтрино» или «очарованных» и «странных» частиц. Не говоря уже о потрясающей и невероятной (субъективно-сопричастной!) глубине квантовой теории. А уж куда мельче.

  Пренебрежение к кому или чему бы то ни было не просто определенное «наружное» богохульство, но и поношение собственного бессмертного «Я». И если кто остроумно высмеял и «срезал» зарвавшегося министра, доктора, бомжа или соседа по даче, радоваться не стоит: всё вернется «на круги своя». Рано или поздно. В зависимости от тончайшего органа, называемого СОВЕСТЬЮ. Много её, всё зло, ранее совершённое, возвращается быстро. Отсутствие или незначительное её количество ведет человека в «крутые» политики, чиновники, олигархи или бандиты. Вот и несправедливость кажущаяся, временная, мгновенная.

 

 Теперь понятно, почему «не суди» или «не противься злому». Понятнее становятся и все заповеди, наставления, одинаковые во всех Писаниях. Понятно и первое качество или свойство истинно верующего человека. Что в иудаизме, христианстве, исламе, индуизме... И оно называется СМИРЕНИЕ. Перед Жизнью, перед «бездной богатства и премудрости и ведения Божия! …» (ап. Павел).

 

 «Возлюби Господа Бога твоего... всем сердцем ... душой и всем разумением твоим» и «ближнего как самого себя» (Тора и Новый Завет) или «Дружественность ко всему живому должно растить в себе...» (Будда) ..

 . И только потому, что ЕДИНЫЙ (Бог, Абсолют) во всём. Снаружи и внутри. В тебе! Мир – это ты. Другие – это тоже ты.

 

  Я понимаю, что жизнь проявляется во все стороны одновременно, что не всегда заметно. Только на первый взгляд, есть выдающиеся и средние способности, есть победитель, тройка призеров и остальные проигравшие без внимания прессы. Что в писательском искусстве, что в спорте. И, тем не менее, первого места не существует без последнего. «Великий» победитель обязан «ничтожному» побежденному. Все мы – фон друг для друга и условия проявления.

  И если мой непримиримый оппонент, профессиональный писатель, известный журналист, «креативная» личность и прочее, трактуя Б.Гиту, несёт, «дубина, такую ахинею», что я просто озадачен. Но, поразмыслив, не вспоминаю больше про «дубину» и «ахинею», а пишу: «обнаруживает оригинальные способности в трактовке», «проявляет необыкновенный дар смыслового отторжения» и нахожу обязательный приемлемый для обеих сторон компромисс. Это не лицемерие из вежливости и не двойной расчётливый стандарт, а как должно по истине. Т.е. если вы уверены в «недалёкости» своего противника, то считайте и называйте её условной.

  Мы, все и каждый, суть проявленные машины, биороботы, те же как бы искусственные актеры и поставлены Высшими силами непознаваемой Жизни на эту арену… ДЛЯ ЧЕГО? Чтобы ограниченный (у любого гения!) самостный ум показывать и соперничать в РАЗДЕЛЯЮЩЕЙ нас МАЙЕ. Нет! А чтобы думать и совершенствоваться. И выдерживать испытание. Критик, ругатель могут принести моей душе в промежуточном итоге больше пользы, чем нахваливающий друг.

 

 Таинственность женщины

  Блаватская часто и сознательно недоговаривает и как бы интригует. Нередко подчеркивает, что она, мол, знает истину, но скрывает её по причине нашей неготовности и непонятливости («болванства»)... Нам ещё рано что-то знать, и мы всё равно не поймём. Тайны эзотерики всем нельзя открывать, они доступны только особенным людям, Посвященным. Об этом ведают древние мистерии, тайные об-ва, кружки, внутренние секции, ложи для некоторых лиц (понимай vip-персон). Будда и Христос с монахами, учениками и народом говорили о доступных экзотерических знаниях, а избранным объясняли, мол, эзотерические тайны. И в таком духе...

 

  Я согласен, что великую тайну мироздания содержит не только раскрывшееся надо мной звёздное небо и нравственный закон в сердце (по Канту), но в каждой повседневной мелочи, во всём.

 И всё же ЕПБ иногда излишне секретничает. Великие Учителя, на которых она ссылается, поступали иначе.

 

 Вот Будда. «Как, Ананда, разве община ещё что-то ждёт от меня? Я поведал вам всю истину, у меня не было разделения между тайным и явным учением, - между истинами, Ананда, ни одной не было скрыто от вас в зажатой руке учителя…»

 

 Вот Христос. «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, и тайно не говорил ничего»,

 «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях»

 

  Вот Ветхий Завет. «Не тайно Я говорил, не в тёмном месте земли».

 

 Вот Конфуций. «Благородный муж с единомышленниками не вступает в сговор, инакомыслящих не отвергает».

 

 Из истории и по жизни мы знаем, что тайно собираются чаще не с добрыми намерениями. Те же народовольцы, эсеры - террористы, те же подпольные сходки большевиков... А сейчас что в мире творится? Любому теракту, любому большому или малому преступлению предшествует конспирация, нелегальщина, таинственность.... А воровские «малины». А лоббирующие фракции, закрытые съезды однопартийцев... А полная непрозрачность и закрытость всех министерств, включая церковное. Повсюду ложь и утаивания.

  Понимаю, что везде есть свой идеальный ведомственный кодекс чести и не всё так однозначно. Я только уверен, что если «наши» объединяются против «ненаших», добра не жди.

 

  Вот снова родоначальник буддизма, проясняющий кое-что. «О, ученики, троим, принадлежит таинственность, а не откровенность – женщинам.., мудрости жрецов.., ложному учению».

 

 И Блаватская и Рерих - женщины, причём, судя по фото, очень красивые. Иерархи Учителя – мужчины. ЕПБ описывает своего живого Учителя в самых привлекательных тонах, он не только обладает сверхмудростью и наделен необыкновенными способностями, но и необычайно привлекательный, высокий, красивый, стройный, родовитый ...

  Очень древние символы Инь – Ян. Женщина – Мужчина. Земля – Небо. Разные космосы, устремления, предназначения. Один пол не лучше и не хуже другого. Социальное равноправие признано всеми. Появление любых неожиданных человеческих талантов возможно в каждом человеке, независимо от пола. «Женщина, она тоже человек», помимо банального юмора с душком мужского шовинизма, содержит и великий смысл, я имею в виду космическую тайну совершенного гермафродитизма (см. В. Розанова). С обеих сторон - явная неполноценность и зависимость «половинок». И о равенстве речи нет.

 

  И всё же философия ближе к Небу. Женщина-мудрец большая редкость. Я понимаю, что мужчина мужчине рознь, как и женщина – женщине, и жизнь богата на всевозможные исключения и случайности...

 

 

 Об учителях, наставниках и разных гуру

 

 постоянно напоминают авторы, пишущие о Востоке. ЕПБ и ЕИР находятся в непрерывном и загадочном контакте со своими Иерархами Учителями.

 

  Вот что пишет Л. В. Шапошникова, известная общественная деятельница в предисловии к книге «Огонь неопаляющий» издания МЦР. «Мы познаём реальность Учения с помощью Учителя. Другого пути в Космосе нет. Таким Учителем является Космический Иерарх Елена Ивановна Рерих»...

  Разве подобная категоричность не может вести к тоталитарной идеологии и выхолащиванию духовных основ? Всем в строй! Никаких сомнений, что познавать и кого почитать, никакого самостоятельного творчества. Вряд ли сама ЕИР была бы довольна такой рекламой.

 

  Я много раздумывал над всем этим и усомнился в категорической необходимости ДЛЯ КАЖДОГО ученика (ищущий истину свободно верующий всегда ученик) своего конкретного наставника, как это принято на Востоке. Разумеется, первоначальное обучение или образование в детстве-юности до определенного возраста предполагает обязательное учительство. Но сейчас речь о другом уровне. И всем известные великие Учителя (Посвященные) утверждают иное.

 

 Вот Будда, тот самый родоначальник, Сиддхартха Гаутама

  «О, Ананда, сами светите себе, сами охраняйте себя, в самих себе найдите убежище! Не ищите опоры ни в чём, кроме как в самих себе!... И кто бы он ни был, Ананда, теперь или после моей кончины, кто сам будет светить себе, сам будет охранять себя, не прибегая ни к какому внешнему убежищу, но свет себе найдя в истине, убежище себе узрев в истине, и нигде не ища иного убежища, - тот среди учеников моих достигнет высочайшей Вершины!» (Из «Книги великой кончины»)

 

 «Ведь своё «я» господин себе. Кто же ещё может быть господином? Полным смирением своего «я» человек находит Господина, которого трудно найти». (Дхаммапада)

 

  А вот другой Учитель. Известная евангельская цитата «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них», - имеет сильнейшее продолжение (из апокрифов) «и где один сам с собою – Я с ним» Церковь когда-то отредактировала это место явно в свою пользу, за коллектив и против одиночек.

  О важности самостоятельного познания (в одиночестве!) так или иначе, говорят и другие Писания.

 

 Теперь послушайте Джидду Кришнамурти, которого, Теософическое Общество (и сама ЕПБ?) готовили именно для роли нового Учителя.

  «Мне не нужна ваша вера. Я не выдвигаю себя в качества авторитета. Мне нечему учить вас. У меня нет ни новой философии, ни новой системы... Вы должны быть одновременно и своим собственным учителем, и своим собственным учеником... Когда вы не являетесь чьим бы то ни было последователем, вы чувствуете себя очень одиноким. Так будьте одиноким...» Т.е свободным, целостным, исследующим себя, но не как «несостоятельное существо, живущее из вторых рук».

 Хорошо сказано!

 

 

  И всё же, если Учителей, Учения и саму Космическую Иерархию понимать гораздо шире, глубже, индивидуальней, чем об этом говорит та же Шапошникова, то всё можно вместить. И в таком случае Учения Теософии и Живой Этики занимают своё достойное и гармоничное место в моём «я», где-то там, в «жизнях мозга», а сами ЕПБ и ЕИР входят в число моих учителей и даже в Космическую Иерархию.

 В любом случае трудиться на моём Пути предстоит лично мне. И загадочная Шамбала может открыться, если и не где угодно, то в моих любимых горах на Памиро-Алае.

 

 

 

 

 




Публицистика

      Версия для печати
      Читать/написать комментарий                    Кол-во показов страницы 37 раз(а)





Рекомендовать для прочтения


Проверить орфографию сайта.
Проверить на плагиат .
^ Наверх






Авторы Обсуждения Альбомы Ссылки О проекте
Программирование
Hosted by Хостинг-Центр