Швец Алеся Яновна

Точка переворота Глава 30


 

  Школа будущего

 

 

 Впечатления необыкновенные! Но это и понятно. Экскурсия в осенний лес любого не оставит равнодушным, а если этот лес – дубовая роща?..

  Ребятишки, как разноцветные карамельки из пакетика, высыпались из автобуса и по коленки погрузились в душистый, пахнущий солнцем и грибами, золото-оранжевый ковер, и нетронутый ничьим вмешательством осенний пейзаж запестрел вдруг синим и желтым, красным и белым разнообразием курточек и шапочек.

  Могучие величавые дубы, сбросив часть своего великолепного наряда, покрыли землю толстым шелестяще-шуршащим одеялом из причудливых лекалоподобных листьев. Крупные серо-бурые хрустели и едва ни ломались, высохшие, опавшие первыми, а мелкие, молоденькие, оранжево-зеленые, гибкие и мягкие, легко поддавались и трепетали в детских руках. Ноги с трудом переворачивали золото-багряный слой, поэтому ребята двигались медленно, рассматривая, как открывается взгляду укрытая прохладная земля.

  - Посмотрите, какие фрукты!... Это желуди? А их можно покушать?

  - А эти грибы можно кушать?...

  - Белка, белка! Я ее вижу! Смотрите, смотрите...Рыженькая какая...

  - Ой!... В кустах кто-то есть! Он меня чуть не испугал... Ежик, ежик!

 Для Анны и еще двух воспитателей все эти вопросы были поводом для знакомства ребят с окружающим миром. Блок из нескольких ранее раздельных предметов - ботаника, биология, география, химия и другие – был источником обучения и воспитания, а для самих ребят – естественным общение, знакомством с окружающим миром.

 

  Походы на природу перемежались с посещением предприятий и учреждений городских служб. Уроки-экскурсии объединили некогда два мира – детский и взрослый. Ребята день за днем все больше и больше вникали в процесс управления и производства, связывая получаемые знания с реальной жизнью.

  Система школьного обучения четко разделилась на воспитательную и образовательную части.

  Первое, что необходимо сделать - это раскрыть ребенку понимание себя, “каким образом Я функционирую в мире”, а также умение верно и правильно себя представить в обществе.

  Психология, социология, строение мира, государства, общества, семьи – эти темы объединялись в один блок, составляющий основу, фон всего воспитательного процесса.

  Дисциплины не делились на классы и предметы, а изучались в непрерывной связи между собой. “Это наш мир, наше мироздание, в нем я существую как неотъемлемый интегральный элемент”.

  Это была самая главная часть занятий – становление ребенка и правильное его отношение к миру.

  Образование стало называться общим и включало в себя основные базовые предметы, а также уроки рисования, танцев, музыки, декламации, умению свободно излагать свои мысли как устно, так и письменно (написание статей). Человек как правильный общественный элемент должен уметь очень легко раскрыть себя, для того, чтобы общество и человек могли бы быстро найти друг друга.

  Все это необходимо для создания аппарата коммуникации, для возможности контактировать, общаться в общечеловеческом пространстве. В этой связи важное место также заняло знакомство с устройством средств массовой информации как главным способом общения.

  Склонности и способности учащихся к определенным предметам (искусство, наука, техника) носили второстепенный характер, и в таких случаях занятия являлись дополнительными.

  Никаких домашних заданий. Продолжением творческо-познавательного процесса была работа в разнообразных кружках, в группах продленного дня.

 

 Первоклассники не хотели прощаться со сказочно-уютным лесом. Карманы, наполненные желудями, оттопыривались и тяжелели, веточки, одиночные листочки и большие букеты заняли свои места на сиденьях, и автобус наполнился ароматом свежести осеннего леса.

  Лиз выбрала, как ей казалось, самые яркие и красивые листья, сложила из них огромный букет и уже представила, как замечательно он будет смотреться дома в сиреневой вазе.

  За окошком замелькали стройные красно-желто-оранжевые рядочки деревьев, затем их сменили скошенные поля с грустно торчащими пеньками сухих стебельков, потом полуголые яблоневые сады с черно-серыми угрюмыми листиками...

 А вот и школа.

  Но автобус не может подъехать к зданию: по середине дороги на въезде во двор увлеченно беседуют две девочки. Одна из них “аргументирует” плавными, но убедительными движениями тонких красивых рук, сверкая отливом длинных черных сияющих волос, другая улыбается темно-синими огромными глазами, отбрасывая со лба непослушную прядь, и вздрагивая при этом длинным “хвостом” соломенных волос, собранных в пучок на затылке. Даже сигнал водителя не выводит их из состояния увлеченности.

  - Со-ня! О-ля!.. – кричат им первоклассники из окон. Похоже, девочки, наконец, услышали свои имена, и медленно передвигаются к краю дороги, продолжая при этом обсуждать что-то очень важное. Наконец, они замечают проезжающий рядом с ними автобус, десятки ребячьих восторженных глаз и трепещущие пламенно-яркие осенние букеты.

  - Вот это цвета!!!... Сонь, смотри, какая красота!

  - Так доставай свой аппарат!

  - Пойдем к ним! – Оля устремляется за автобусом, к месту его стоянки, где разноцветные “карамельки” спускаются по лесенке, покидая уютный, привычно-знакомый салон.

  - Подобрали все букеты? Ничего не забыли? – улыбается водитель.

  - Соня, посмотри, какой букет! – Лиз не может налюбоваться, и с восхищением, уже в который раз, рассматривает чудесное сочетание цвета и формы.

  - Сейчас мы его увековечим! – Оля щелкает букет с разных сторон, затем отдельные листики, затем ребят, автобус, воспитателей...

  - Завтра на занятии кружка мы будем рисовать эту тему! – Соня говорит громко, для того, чтобы услышали все ее кружковцы-первоклашки.

  - Ура-а-а!.. – почему-то кричат ребята.

  - Ура-а-а... – эхом отвечает завершающийся день.